В стратегии низкоуглеродного развития России не хватает конкретики
Комитет Госдумы по энергетике сформулировал замечания к Стратегии долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, подготовленный Минэкономразвития РФ. Основные замечания касаются отсутствия конкретики, включая механизмы защиты российской промышленности и ТЭК от санкций со стороны стран ЕС.
Как подчеркивает Комитет, в проекте Стратегии прописаны возможные сценарии регулирования выбросов парниковых газов — базовый, интенсивный и инерционный, но не отражены конкретные меры государственной политики в части этого регулирования. В нем назван основной способ достижения низкоуглеродного развития России — повышение энергоэффективности, но не обозначены мероприятия, которые должны привести к достижению этой цели.
Кроме того, в комитете считают, что в проекте Стратегии не отражены механизмы защиты российской промышленности, в том числе отраслей ТЭК, от возможных санкций со стороны стран ЕС и других стран, которые могут использовать таможенные, регуляторные и другие репрессивные меры в отношении российской продукции, поставляемой на экспорт. Проект Стратегии не содержит перечня источников финансирования для реализации всех перечисленных в этом документе сценариев реагирования.
Согласно проекту Стратегии, в число сфер, где предлагается снизить эмиссию парниковых газов, вошли основные сектора экономики РФ — энергетика, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, промышленность, сфера управления отходами. При этом в обсуждаемом документе отсутствуют экономические оценки, в каких из этих секторов экономики инвестиции в низкоуглеродное развитие дадут наибольший эффект.
Особое внимание в проекте Стратегии, по мнению председателя комитета Павла Завального, должно быть уделено развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Именно увеличение доли ВИЭ в выработке электроэнергии является одним из самых эффективных мер, ведущих к снижению выбросов парниковых газов. При этом термин «ВИЭ» трактуется в проекте Стратегии исключительно как солнечная и ветровая генерация и не включает гидроэнергетику, что противоречит статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Также в проекте Стратегии недостаточно отражена роль атомной энергетики, хотя именно она вносит основной вклад в снижение выбросов парниковых газов в России, особенно в европейской части нашей страны, а доля ядерной генерации в производстве электроэнергии составляет 19%.
По данным Международного энергетического агентства, вклад мировой атомной энергетики в общий объем предотвращенных выбросов углекислого газа в 2018 году составил 12,5%.
«Атомная энергетика позволяет, соблюдая низкоуглегородный баланс, гарантировать долгосрочные поставки электроэнергии по предсказуемым ценам практически для любой страны», — напоминает Павел Завальный.
Он подчеркивает, что атомная энергетика может быть отнесена к категории «зеленой», и ее возможности должны быть в полной мере учтены стратегией низкоуглеродного развития России.
Источник: eprussia.ru