Директор Кузбасского филиала СГК Антон Баев: «Наши электростанции загружены полностью, по итогам года ожидаем рост выработки электроэнергии на 20%»
О результатах работы Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК) в интервью «Интерфаксу» рассказал директор филиала Антон Баев.
— Антон Сергеевич, 2022 год выдался маловодным для сибирских рек, соответственно ГЭС вырабатывают значительно меньше энергии. Как в связи с этим выросла загрузка тепловых электростанций Кузбасского филиала? Какую прогнозируете выработку электроэнергии?
— Гидрогенерация работает с большой разгрузкой, в частности, ГЭС Енисейского каскада выработали на 40% меньше электроэнергии. В условиях низкой водности мы работаем с лета, при этом отмечается рост потребления электроэнергии, в результате все наши тепловые электростанции загружены полностью. Этот год как никакой другой демонстрирует эффект от проектов, реализованных в рамках ДПМ-1: реконструированные по этой программе блоки работают безотказно. А вот на другом оборудовании имеют место отказы оборудования, что абсолютно нормально при такой загрузке.
Проиллюстрирую цифрами слова о высокой загрузке и надежности работы. Блоки №4 и №5 Томь-Усинской ГРЭС в режиме обычной водности в 2021 году к середине декабря выработали 98 млн кВт-ч, в этом году — 646 кВт-ч, то есть, в 6,5 раз больше. На Беловской ГРЭС в 2021 году блоки №4 и №6 за 11 месяцев выработали 1,089 млрд кВт-ч, в 2022 году — 1,932 млрд кВт-ч, то есть, практически, вдвое больше. Даже газотурбинная станция в Новокузнецке (Новокузнецкая ГТЭС), которая предназначена для пиковых нагрузок и аварийных ситуаций, в 2022 году проработала 2,172 тыс. часов, в то время как в 2021 году — только 687, в 2020 году — всего 112 часов. Ее «поднимают» практически каждый день — 297 пусков в этом году против 29-ти — в 2020 году. Судя по прогнозам, такая загрузка продержится всю зиму и, скорее всего, все лето. По следующей осени пока ясности нет, но вполне возможно, что период маловодности продлится и на следующий осенне-зимний период.
В текущем году ожидаем прирост выработки по кузбасским станциям СГК на уровне 20%. В целом по Сибири выработка также вырастет на несколько процентов. Напомню, станции СГК вырабатывают почти четверть электроэнергии в энергосистеме Сибири.
Нынешняя ситуация подтверждает значимость угольной генерации. По моему мнению, в перспективе вместе с ростом энергопотребления она будет только увеличиваться. При этом крупных объектов угольной генерации, скорее всего, строить уже не будут — сосредоточатся на модернизации имеющихся. Считаю, даже ВИЭ в отечественной энергосистеме не снизят долю угольной генерации.
— Какие наиболее значимые проекты были реализованы Кузбасским филиалом в 2022 году?
— Для 2022 года знаковым стало завершение двух масштабных проектов. Так, в городе Кемерово мы выполнили последние мероприятия по реконструкции теплотрассы на проспекте Притомский. К реализации этого проекта мы приступили в 2020 году в связи с началом строительства на Притомском двух крупных спорткомплексов — многофункциональной «Кузбасс-Арены» с самой большой за Уралом аэротрубой и ледового дворца «Кузбасс» (к настоящему времени оба работают — ИФ). Выполненное в рамках реконструкции увеличение диаметра теплотрассы позволило подключить новые объекты и обеспечить возможность техприсоединения имеющихся и запланированных на Притомском и рядом с ним жилых микрорайонов. Кроме того часть воздушного участка теплотрассы была демонтирована и выполнена в подземном исполнении.
Другой масштабный проект — перевод центральной части города Белово на теплоснабжение от Беловской ГРЭС, в рамках которого была построена 12-килметровая теплотрасса и выведены из эксплуатации шесть из 18 городских котельных, серьезно ухудшавших экологическую ситуацию. Также комплекс работ был проведен и на Беловской ГРЭС: построили химводоподготовку, бойлерные и насосные группы, провели реконструкцию турбин, чтобы можно было отбирать пар для подогрева сетевой воды. Кстати, в СГК выполнено несколько таких проектов — в Барнауле, в Хакасии и теперь — в Белово, причем в Белово — самый крупный. По нашим данным, в России с советских времен проекты таких масштабов никто не выполнял.
Новую тепломагистраль от Беловской ГРЭС мы построили и ввели в работу осенью 2021 года. Котельные начали закрывать в конце 2021 года, но поэтапно, поскольку перекладка тепловых сетей в городе и строительство дополнительного оборудования (подкачивающих насосных станций и теплопунктов) еще продолжалось. В итоге все шесть котельных в центральной части города мы закрыли к 5 мая 2022 года, объединив их в один контур.
Это потребовало новых гидравлических параметров — большего объема воды, большего давления. И когда подняли давление, начали вымываться копившиеся в трубах годами отложения и ржавчина — получили просто шквал жалоб на грязную воду. К настоящему времени система промыта, вопрос исчерпан, жалоб на качество воды нет.
Продолжаем реализацию проектов ДПМ-2 на Томь-Усинской ГРЭС. В частности, завершаем работы на турбогенераторе №7. Так, 9 декабря состоялся первый розжиг котлоагрегата на энергоблоке. Следующий этап — паровые продувки труб поверхностей нагрева и трубопроводов, а также отладка режимов эксплуатации энергоблока №7 на угле и подготовка к проведению комплексного опробования, которое планируется выполнить в последней декаде января 2023 года. Фактически все работы будут завершены к 1 января. Затем еще около двух месяцев потребуется Системному оператору на проверку документов и подготовку заключения — только после этих процедур блок будет запущен в работу.
— Удается ли филиалу выдержать сроки реализации проектов, в том числе, по ДПМ-2 с учетом тех сложностей, с которыми столкнулась отечественная промышленность в 2022 году — подорожание строительных материалов и работ, перестройка логистических цепочек? Как решаются эти вопросы в Кузбасском филиале?
— По стоимости мы пока укладываемся в суммы, ранее заложенные в сметах. Где-то есть увеличение стоимости, где-то — снижение за счет строительно-монтажных работ. У нас есть небольшое (около двух месяцев) отставание по выполнению работ на энергоблоке №7 Томь-Усинской ГРЭС, это связано с задержкой в поставке комплектующих по электрической части, контрольно-измерительных приборов. Речь идет об оборудовании, которое изначально планировалось импортировать, однако, столкнулись с определенными сложностями — в результате перешли на отечественные разработки.
Отмечу, что среднегодовое увеличение стоимости по материалам составило порядка 15%. И это при том, что по металлу часть закупок мы сделали до того, как выросли цены. Где-то с конца весны пошел тренд на снижение стоимости, поэтому те материалы, которые докупали уже в течение лета, были чуть дешевле. В целом по году рост цен в 30-40% отмечался практически по всем видам продукции, содержащим металл: по трубам, металлопрокату, запчастям к основному оборудованию (турбинам, мельницам и котлам). По услугам в 2022 году роста цен удалось избежать, так как при проведении конкурсных процедур жестко фиксировалась максимальная цена закупки. Вместе с тем это создавало определенные сложности в части поиска подрядчиков.
На 2023 год закладываем рост стоимости выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того ожидаем, что столкнемся с трудностями при поиске подрядчиков. Это обусловлено несколькими факторами. Так, пул компаний, которые могут строить теплотрассу в городских условиях, очень невелик. Эти компании в Кемерово можно пересчитать по пальцам одной руки, в Новокузнецке их две, в Белово — одна. Кроме того сейчас идет очень большой отток квалифицированных кадров на объекты газо- и нефтедобывающих и угольных компаний «на севера», где зарплаты выше. Плюс в Сибири и в РФ, в целом, достаточное количество крупных инфраструктурных проектов, которые также оттягивают и без того дефицитную рабочую силу.
И поскольку на 2023 год у нас весьма амбициозные планы в части замены теплосетей (около 33 км, в том числе, почти 18 км — в Кемерове и 12,5км — в Новокузнецке), мы уже сейчас проводим торги по объектам, чтобы «заякорить» подрядчиков уже готовыми контрактами. И, повторюсь, закладываем рост расходов, затраты на увеличение зарплат, стоимости спецтехники и механизмов.
Так, если ремонтная программа на 2022 год совокупно по станциям и теплосетям была запланирована в размере 4,408 млрд рублей, то уже по результатам 11 месяцев она составила 4,454 млрд рублей. На следующий год планируем ремонтную программу в сумме 5,3 млрд рублей. Выполнение инвестпрограмм, как ожидается, будет сохранено на уровне 2,9 млрд рублей. На реализацию проектов ДПМ-2 в этом году направили 3,448 млрд рублей, в следующем году планируем 4,135 млрд рублей. Напомню, на Томь-Усинской ГРЭС для реализации в рамках ДПМ-2 отобрано еще четыре блока (№№6, 9, 8, 3), проект необходимо реализовать до 2026 года. В том числе, запланирована модернизация шести котлоагрегатов (на 320 тонн в час каждый), замена паровой турбины мощностью 100 МВт, комплексная замена четырех генераторов совокупной мощностью 700 МВт, реконструкция золоотвала с увеличением емкости на 3 млн кубометров. Кроме того в рамках модернизации предусмотрено строительство трех градирен. К настоящему времени возведен каркас градирни №1, идет обшивка, монтаж трубопроводов. Пуск ее в эксплуатацию намечен на середину 2023 года. Также приступили к строительству второй градирни.
— В декабре 2020 года Кузбасский филиал СГК заявил о проекте в сфере теплоснабжения, который по своим масштабам значительно превосходит проект в Белово. Речь идет о строительстве теплотрассы протяженностью 28 км от Томь-Усинской ГРЭС до Новокузнецка и последующем замещении Кузнецкой ТЭЦ. На каком этапе сейчас находится реализация проекта?
— Ранее для этого проекта было выполнено предварительное технико-экономическое обоснование, однако, сейчас в связи со значительным удорожанием металла, необходимо его актуализировать. На первый квартал 2023 года планируем выполнение геологических и геодезических изысканий. По предварительным планам есть идея объединить тепловой контур Кузнецкой ТЭЦ и Центральной ТЭЦ. Тепло от Томь-Усинской ГРЭС будет подаваться в этот контур, а две эти станции будут играть роль дополнительных водогрейных источников. Проект — более чем амбициозный. Теплотрасса протяженностью 26 км имеется на Урале: Среднеуральская ГРЭС — Екатеринбург, и является самой протяженной на европейском континенте. Сооружения в 28 км, по нашим данным, пока нет нигде в мире. Вместе с тем с экономической точки зрения выработка тепла на электростанции типа ГРЭС значительно более выгодна, чем на ТЭЦ.
— Какую работу ведет Кузбасский филиал, чтобы наладить реализацию золошлаковых материалов (ЗШМ) со своих станций? Согласно открытым данным, лидерами отгрузки золы-уноса и ЗШМ в СГК являются Новосибирская ТЭЦ-5, Барнаульская ТЭЦ-3, Абаканская ТЭЦ и Рефтинская ГРЭС. Почему не ведется активная отгрузка этих материалов с кузбасских станций?
— На сегодняшний день реализация золы-уноса с кузбасских станций не представляется возможной из-за отсутствия системы отбора и отгрузки сухой золы-уноса, образующейся в результате сжигания угля. В СГК в текущем году утверждена стратегия использования золошлаков до 2035 года, в рамках которой предусмотрен ряд мероприятий на Кемеровской ГРЭС. Приступим к их реализации как раз в следующем году. Так, сначала два котлоагрегата ГРЭС будут оснащены специальными скрубберами, которые позволят аккумулировать золу-уноса до того, как она попадает на электрофильтры. Как ожидается, в результате получим порядка 37 тыс. тонн фасованной золы-уноса в год — это как раз тот продукт, который пока завозится с электростанций Новосибирской области.
В перспективе — после 2025 года при росте потребности в золе-уноса возможно будет подключить к системе оставшиеся котлоагрегаты, работающие на угле, и увеличить отгрузку золы-уноса до 100 тыс. тонн в год. Отмечу, что Кемеровская ГРЭС станет первой станцией СГК в Сибирском Федеральном округе, на которой будет осуществляться отгрузка каменноугольной золы.
Ожидаем, что зола-уноса, образованная в результате сжигания каменных углей, будет востребована со стороны производителей цемента и строительных материалов на его основе в силу своей невысокой стоимости и благодаря химическим свойствам, позволяющих использовать золу в качестве минеральной добавки.
Также в ноябре текущего года мы получили положительное заключение СибАДИ (старейшего ВУЗа в дорожно-строительной отрасли) о пригодности использования золошлаковых материалов кемеровской станции в дорожном строительстве.
Кроме того сейчас прорабатываем с региональными властями возможность рекультивации карьеров при помощи золошлаковых отходов. Кстати, в Новокузнецке в 2023 году мы как раз завершим рекультивацию земель, нарушенных деятельностью ныне ликвидированного предприятия угольной промышленности, с использованием золошлаковых материалов (ЗШМ) Кузнецкой ТЭЦ. Проект был рассчитан на семь лет (с 2017 года по 2023 год), в ходе рекультивации будет использовано порядка 1,5 млн кубометров ЗШМ. В целом затраты на реализацию проекта составили порядка 450 млн рублей. Его результатом станет создание «зеленой зоны» площадью 23,7 га, где будет высажено более 2 тыс. видов деревьев, кустарников и трав.
Автор: Ольга Селиванова