Строительство Экибастузской ГРЭС-2 требует совместной работы высших органов финконтроля России и Каз
В рамках реализации установок руководства стран на активизацию межведомственного сотрудничества между странами-участницами Евразийского экономического союза в Счетной палате Российской Федерации состоялось Совместная коллегия Счетной палаты Российской Федерации и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан под председательством Татьяны Голиковой.
На заседании Коллегии был рассмотрен совместный отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации совместных российско-казахстанских проектов в сфере энергетики в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о строительстве и последующей эксплуатации третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 (Оренбург, 11 сентября 2009 года)». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов и член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан Александр Горяинов.
Татьяна Голикова отметила, что двустороннее сотрудничество Счетной палаты Российской Федерации и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан продолжает поступательно развиваться. «Нельзя не отметить, что динамика этого процесса совпадает с характером углубления отношений между нашими странами. С 1 января 2015 года начинает действовать Евразийский экономический союз, взаимодействие в рамках которого, безусловно, выведет наше взаимодействие на качественно новый уровень», — сказала Председатель Счетной палаты.
По словам Татьяны Голиковой, строительство третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 является важнейшим проектом, что требует слаженной совместной работы высших органов финансового контроля Казахстана и России. «К сожалению, до настоящего времени высшие органы финансового контроля России и Казахстана не располагают стандартом, регламентирующим организацию и проведение международных экспертно-аналитических мероприятий. Именно поэтому Рабочей группе по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ, возглавляемой нашими коллегами из Казахстана, поставлена задача разработать и внедрить соответствующий стандарт в 2015 году», — сказала глава российского ВОФК.
Вместе с этим, Татьяна Голикова выразила уверенность, что совместными усилиями сторон проблема будет решена. «Позвольте выразить уверенность, что совместными усилиями мы можем получить качественный документ – стандарт по организации и проведению совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий и опыт проведения такого мероприятия окажет необходимое содействие для разработки стандарта. Этот инструмент мы сможем использовать не только в своей международной деятельности на постсоветском пространстве, но и продвигать его в мировом аудиторском сообществе», — отметила Татьяна Голикова.
По словам Валерия Богомолова, в результате работы выявлено несвоевременное и неполное выполнение отдельных этапов Межправительственного соглашения и его реализации в целом.*
В частности, выбор на тендере нового оборудования, не отвечающего одной из целей Межправительственного соглашения в части использования имеющейся инфраструктуры и унификации нового оборудования с существующим, повлек необходимость корректировки проектно-сметной документации (ПСД) и привел к удорожанию Проекта.**
В результате корректировки ПСД соблюдение первоначального графика реализации Проекта стало невозможным. Срок увеличился на 18,5 месяцев от первоначального – до 2017 г. — что на 2 года больше предусмотренного Планом совместных действий России и Казахстана на 2013-2015 гг. При этом затраты на реализацию Проекта увеличились по сравнению с утвержденными РГП «Госэкспертиза» расходами в 2010 г. и составляют 198,4 млрд. тенге, или $1 322,7 млн. «Удорожание Проекта произошло на 74,8%. Вместе с тем вопрос дополнительного финансирования участниками совместного предприятия на данный момент не решен», — отметил Валерий Богомолов.
Кроме того, срок вынесения решений советом директоров представителями акционеров – ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», АО «Самрук–Энерго» и АО «ФНБ «Самрук–Казына» занимает длительное время, что оказывает существенное влияние на срок заключения договоров. Так, срок одобрения советом директоров договора на генеральный подряд по проекту от 21 декабря 2012 г. составил 5 месяцев. В связи с длительным сроком рассмотрения скорректированной ПСД, оказавшее значительное влияние на весь дальнейший ход строительства и сроки реализации проекта, полностью приостановлена разработка рабочей документации.
Как пояснил Александр Горяинов, по итогам проверки соблюдения государственных нормативов и соблюдения законодательства, проведенной Счетным комитетом Республики Казахстан в июле 2014 г., были сделаны соответствующие выводы. За допущенные нарушения, которые повлияли на срок реализации проекта, заказчик и начальник управления капитального строительства «ГРЭС-2» привлечены к административной ответственности с наложением штрафа.
Вместе с тем, за период реализации Проекта «Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока станции № 3» по состоянию на 1 июля 2014 г. достигнуты следующие цели: заключено Кредитное соглашение на финансирование Проекта и основные договоры по Проекту; получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза»; получены разрешительные документы на строительство; организована служба Заказчика, осуществляющая технический надзор за строительством (Управление капитального строительства); произведены выплаты авансовых платежей по всем основным договорам поставки оборудования и Генерального подряда. Кроме того, завершен подготовительный этап строительства – возведение вспомогательных объектов и инфраструктуры: авто и железнодорожных дорог, коммуникаций, площадок складирования и укрупнительной сборки, складов, бетонного – растворного хозяйства и так далее.
Как отметили представители Казахстана, строительство по третьему энергоблоку ГРЭС-2 в настоящее время проходит без актуализированной рабочей документации. Казахстанская сторона заверила участников заседания, что до конца текущего года эта проблема будет решена – документация будет согласована и утверждена.
Коллегия приняла решение предложить Министерству энергетики РФ и Министерству энергетики РК усилить координацию и контроль за выполнением Межправительственного соглашения. Минэнерго РФ и Минэнерго РК до 1 января 2015 г. рекомендовано принять меры по проведению переговоров с представителями акционеров АО «Экибастузская ГРЭС-2» по вопросу сокращения сроков принятия решений по материалам, связанным с реализацией проекта.
*Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 19 декабря 2012 г. утвержден План совместных действий на 2013-2015 гг., определивший срок реализации Межправительственного соглашения на 2013 — 2015 гг. Реализацию осуществляют: Министерство энергетики РФ, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Российская Федерация), Министерство индустрии и новых технологий РК, АО «Самрук-Энерго» (Республика Казахстан). В Межправительственном соглашении предусмотрено, что реализацию Проекта осуществляет АО «Экибастузская ГРЭС-2», участниками которого на паритетной основе являются ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Российская Федерация) и Акционерное общество «Самрук-Энерго» (Республика Казахстан).
**По итогам Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России 6-9 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорске были достигнуты договоренности между главами двух государств и дано совместное поручение «проработать вопрос внедрения новых технологий при строительстве третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2». В связи с чем АО «Экибастузская ГРЭС-2» было принято решение о переводе проекта на использование оборудования с повышенными (сверхкритическими) параметрами пара. Выбор нового оборудования был произведен в течение 2011 г. и повлек за собой необходимость корректировки и повторного утверждения ПСД.
На заседании Коллегии был рассмотрен совместный отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации совместных российско-казахстанских проектов в сфере энергетики в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о строительстве и последующей эксплуатации третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 (Оренбург, 11 сентября 2009 года)». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов и член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан Александр Горяинов.
Татьяна Голикова отметила, что двустороннее сотрудничество Счетной палаты Российской Федерации и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан продолжает поступательно развиваться. «Нельзя не отметить, что динамика этого процесса совпадает с характером углубления отношений между нашими странами. С 1 января 2015 года начинает действовать Евразийский экономический союз, взаимодействие в рамках которого, безусловно, выведет наше взаимодействие на качественно новый уровень», — сказала Председатель Счетной палаты.
По словам Татьяны Голиковой, строительство третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 является важнейшим проектом, что требует слаженной совместной работы высших органов финансового контроля Казахстана и России. «К сожалению, до настоящего времени высшие органы финансового контроля России и Казахстана не располагают стандартом, регламентирующим организацию и проведение международных экспертно-аналитических мероприятий. Именно поэтому Рабочей группе по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита) Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ, возглавляемой нашими коллегами из Казахстана, поставлена задача разработать и внедрить соответствующий стандарт в 2015 году», — сказала глава российского ВОФК.
Вместе с этим, Татьяна Голикова выразила уверенность, что совместными усилиями сторон проблема будет решена. «Позвольте выразить уверенность, что совместными усилиями мы можем получить качественный документ – стандарт по организации и проведению совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий и опыт проведения такого мероприятия окажет необходимое содействие для разработки стандарта. Этот инструмент мы сможем использовать не только в своей международной деятельности на постсоветском пространстве, но и продвигать его в мировом аудиторском сообществе», — отметила Татьяна Голикова.
По словам Валерия Богомолова, в результате работы выявлено несвоевременное и неполное выполнение отдельных этапов Межправительственного соглашения и его реализации в целом.*
В частности, выбор на тендере нового оборудования, не отвечающего одной из целей Межправительственного соглашения в части использования имеющейся инфраструктуры и унификации нового оборудования с существующим, повлек необходимость корректировки проектно-сметной документации (ПСД) и привел к удорожанию Проекта.**
В результате корректировки ПСД соблюдение первоначального графика реализации Проекта стало невозможным. Срок увеличился на 18,5 месяцев от первоначального – до 2017 г. — что на 2 года больше предусмотренного Планом совместных действий России и Казахстана на 2013-2015 гг. При этом затраты на реализацию Проекта увеличились по сравнению с утвержденными РГП «Госэкспертиза» расходами в 2010 г. и составляют 198,4 млрд. тенге, или $1 322,7 млн. «Удорожание Проекта произошло на 74,8%. Вместе с тем вопрос дополнительного финансирования участниками совместного предприятия на данный момент не решен», — отметил Валерий Богомолов.
Кроме того, срок вынесения решений советом директоров представителями акционеров – ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», АО «Самрук–Энерго» и АО «ФНБ «Самрук–Казына» занимает длительное время, что оказывает существенное влияние на срок заключения договоров. Так, срок одобрения советом директоров договора на генеральный подряд по проекту от 21 декабря 2012 г. составил 5 месяцев. В связи с длительным сроком рассмотрения скорректированной ПСД, оказавшее значительное влияние на весь дальнейший ход строительства и сроки реализации проекта, полностью приостановлена разработка рабочей документации.
Как пояснил Александр Горяинов, по итогам проверки соблюдения государственных нормативов и соблюдения законодательства, проведенной Счетным комитетом Республики Казахстан в июле 2014 г., были сделаны соответствующие выводы. За допущенные нарушения, которые повлияли на срок реализации проекта, заказчик и начальник управления капитального строительства «ГРЭС-2» привлечены к административной ответственности с наложением штрафа.
Вместе с тем, за период реализации Проекта «Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока станции № 3» по состоянию на 1 июля 2014 г. достигнуты следующие цели: заключено Кредитное соглашение на финансирование Проекта и основные договоры по Проекту; получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза»; получены разрешительные документы на строительство; организована служба Заказчика, осуществляющая технический надзор за строительством (Управление капитального строительства); произведены выплаты авансовых платежей по всем основным договорам поставки оборудования и Генерального подряда. Кроме того, завершен подготовительный этап строительства – возведение вспомогательных объектов и инфраструктуры: авто и железнодорожных дорог, коммуникаций, площадок складирования и укрупнительной сборки, складов, бетонного – растворного хозяйства и так далее.
Как отметили представители Казахстана, строительство по третьему энергоблоку ГРЭС-2 в настоящее время проходит без актуализированной рабочей документации. Казахстанская сторона заверила участников заседания, что до конца текущего года эта проблема будет решена – документация будет согласована и утверждена.
Коллегия приняла решение предложить Министерству энергетики РФ и Министерству энергетики РК усилить координацию и контроль за выполнением Межправительственного соглашения. Минэнерго РФ и Минэнерго РК до 1 января 2015 г. рекомендовано принять меры по проведению переговоров с представителями акционеров АО «Экибастузская ГРЭС-2» по вопросу сокращения сроков принятия решений по материалам, связанным с реализацией проекта.
*Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 19 декабря 2012 г. утвержден План совместных действий на 2013-2015 гг., определивший срок реализации Межправительственного соглашения на 2013 — 2015 гг. Реализацию осуществляют: Министерство энергетики РФ, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Российская Федерация), Министерство индустрии и новых технологий РК, АО «Самрук-Энерго» (Республика Казахстан). В Межправительственном соглашении предусмотрено, что реализацию Проекта осуществляет АО «Экибастузская ГРЭС-2», участниками которого на паритетной основе являются ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Российская Федерация) и Акционерное общество «Самрук-Энерго» (Республика Казахстан).
**По итогам Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России 6-9 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорске были достигнуты договоренности между главами двух государств и дано совместное поручение «проработать вопрос внедрения новых технологий при строительстве третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2». В связи с чем АО «Экибастузская ГРЭС-2» было принято решение о переводе проекта на использование оборудования с повышенными (сверхкритическими) параметрами пара. Выбор нового оборудования был произведен в течение 2011 г. и повлек за собой необходимость корректировки и повторного утверждения ПСД.
http://www.i-mash.ru
Категории: