Максим Шаскольский: граждане должны иметь возможность выбирать банки для начисления соцвыплат
Своевременность и удобство получения средств государственной поддержки имеет принципиальное значение
Об этом руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Шаскольский заявил 8 декабря на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации ФС РФ.
«Безусловно, вопросы конкуренции не могут рассматриваться в отрыве от реальных интересов граждан, – отметил Максим Шаскольский, говоря о развитии конкуренции на рынке банковских услуг и защите интересов потребителей. – Основным принципом в отношениях финансовых организаций с потребителями должны быть прозрачность и доступность финансовых продуктов».
По словам главы антимонопольного ведомства, есть ряд направлений, где возможно улучшить условия предоставления финансовых услуг.
Так, в ФАС России поступают жалобы об ограничении прав граждан на выбор кредитной организации при получении социальных выплат из региональных бюджетов различных уровней.
«Своевременность и удобство получения гражданами средств государственной поддержки имеет принципиальное значение, – отметил руководитель ФАС России. – В связи с этим предлагается рассмотреть возможность перехода взаимодействия гражданина и уполномоченного органа в электронный формат со стандартной формой заявления на получение выплат, где можно будет указать реквизиты любой кредитной организации. Это обеспечит гражданам выбор банка по своему усмотрению».
Также ведомство получает жалобы граждан, испытывающих сложности в рефинансировании ипотечных кредитов в других банках. Банки довольно часто затягивают текущим заемщикам сроки выдачи необходимых документов. А также нередки случаи, когда новый кредитор применяет повышенную ставку по новой ипотеке на период до оформления залога.
«Необходимо внести изменения в Закон об ипотеке с тем, чтобы процедура погашения кредита и оформления залога по новому займу была четко регламентирована», – подчеркнул Максим Шаскольский.
В последнее время участились и случаи введения в заблуждение потребителей со стороны банков в части условий обслуживания кредитных и дебетовых карт, начисления кэшбэков по ним, правил программ лояльности, реальных тарифов по банковским продуктам, в том числе условий начисления процентов на остаток денежных средств на счетах и т.д. Как пояснил спикер, с начала 2020 года ФАС России выдала 12 предупреждений по таким нарушениям.
Как отметил глава антимонопольного ведомства, все большее количество граждан жалуется на получение ими нежелательных звонков с рекламными предложениями от финансовых организаций, нередко с использованием роботов. Помимо активизации работы антимонопольных органов ситуация требует корректировки законодательства о связи и о рекламе.
В заключение руководитель ФАС России выразил готовность ведомства к диалогу и активному взаимодействию с законодателями и бизнес-сообществом.