О развитии электрического транспорта в мире до 2030 года
Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило очередное издание своего прогноза развития электрического транспорта Global EV Outlook 2020 c подзаголовком «Вступая в десятилетие электрического привода?»
Основные моменты.
По оценке МЭА, в 2019 году парк электромобилей увеличился на 2,1 млн штук и достиг 7,2 млн, 47% из которых колесят по дорогам Китайской Народной Республики.
Как и в прошлогодней версии доклада, МЭА рассматривает два сценария развития рынка до 2030 года. Один из них — (консервативный) Stated Policies Scenario или «Сценарий нынешней политики» — основан на текущей политике разных стран в области электрического транспорта. Другой, оптимистичный «Сценарий устойчивого развития» отталкивается от цели, сформулированной форумом по чистой энергии (CEM) в 2030 году — 30% доля электромобилей в продажах к 2030 году («кампания EV30@30»). Согласно первому сценарию, годовые продажи электромобилей могут достичь 14 миллионов в 2025 году и 25 миллионов в 2030 году (16% общих продаж автодорожных транспортных средств), а мировой парк составить почти 140 миллионов [МЭА примерно на 8 млн единиц повысило свой прошлогодний прогноз].
Согласно Сценарию устойчивого развития, продажи электромобилей к 2030 году могут превысить 45 миллионов штук в год, а глобальный парк вырастет до 245 миллионов (небольшое снижение от прошлогоднего уровня). Статистика включает не только легковые и лёгкие коммерческие автомобили, но также электрические автобусы и грузовики, но не включает двух- и трехколёсные транспортные средства.
Глобальный спрос на электроэнергию для электромобилей по первому сценарию в 2030 году составит около 550 ТВт*ч. Более оптимистичный прогноз предусматривает годовое потребление почти 1000 ТВт*ч [в обоих случаях МЭА несколько понижает прогноз энергопотребления по сравнению с докладом предыдущего года]. В обоих сценариях основной объём энергопотребления придётся на легкие транспортные средства (light-duty vehicles). Доля электрических автомобилей в потреблении электроэнергии будет варьироваться от 2% в Японии до 6% в Европе. При этом правильная интеграция электромобилей в энергетическое хозяйство принесёт пользу как энергосистемам, так и владельцам электрических авто, рынку в целом, подчёркивает МЭА.
Прогнозируемый мировой парк электромобилей в Сценарии нынешней политики позволит сократить потребление нефти на 2,5 миллионов баррелей в день в 2030 году (по сравнению со случаем, в котором тот же парк был представлен автомобилями с ДВС). При увеличении количества электрических машин в соответствии со сценарием устойчивого развития снижение потребления нефти к этому сроку предположительно составит 4,2 млн баррелей в день. Однако МЭА не приводит здесь общий прогноз глобального потребления нефти в транспортном секторе (с учётом развития других сегментов и их технологий).