«Газпром нефть» и Правительство ХМАО договорились о совместном развитии беспилотного транспорта в Югре
«Газпром нефть» и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры заключили соглашение о сотрудничестве в сфере использования беспилотных транспортных средств, беспилотных воздушных судов и применения программно-аппаратных комплексов на базе искусственного интеллекта.
«Газпром нефть» использует беспилотное воздушное судно для мониторинга нефтепроводов и производственной инфраструктуры в ХМАО
Документ подписали председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков и губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова.
Соглашение определяет основные направления совместной работы сторон в области тестирования и последующего промышленного внедрения беспилотного транспорта на территории округа. Сотрудничество также нацелено на расширение возможностей для применения цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в логистических операциях и других сферах деятельности компании в регионе.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра участвует в инициированном правительством Российской Федерации эксперименте по опытной эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. При поддержке властей округа «Газпром нефть» продолжит испытания беспилотной техники на внутрипромысловых дорогах месторождений*. Соглашение также создает новые возможности для тестирования и использования беспилотных воздушных судов, с помощью которых уже несколько лет ведется мониторинг нефтепроводов и производственной инфраструктуры компании в Югре**.
В 2020-2021 годах «Газпром нефть» планирует провести в ХМАО серию испытаний беспилотных автомобилей ГАЗель и «КАМАЗ». Машины без водителей помогут оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок. В перспективе техника под контролем искусственного интеллекта может взять на себя большинство логистических операций на промыслах в Югре. Опыт тестирования на объектах «Газпром нефти» также может быть использован в эксперименте по выводу беспилотного транспорта на дороги общего пользования.
«ХМАО — Югра — ключевой регион для отечественной нефтяной промышленности. Здесь не только добывается около 40% всей российской нефти, но и реализуются инновационные технологические проекты, которые определяют будущее нашей отрасли. Развитие беспилотных технологий — один из таких проектов. „Газпром нефть“ уже активно применяет в регионе беспилотные воздушные аппараты для мониторинга состояния нефтепроводов и ряда других работ. Есть и первые, успешные результаты эксперимента по использованию беспилотных электромобилей на промыслах нашей компании в ХМАО. В рамках нового соглашения с Правительством округа мы продолжим изучение возможностей для более широкого применения этих технологий, а также будем развивать и другие инновационные, в том числе цифровые решения в логистике».
Александр Дюков председатель Правления «Газпром нефти»
«В документе зафиксированы взаимные обязательства сторон, в том числе по проведению опытной эксплуатации беспилотных грузовых транспортных средств на ведомственных дорогах „Газпром нефти“, что усилит уровень безопасности участников этого эксперимента».
Наталья Комарова Губернатор ХМАО-Югры
Справка
* В начале 2020 года «Газпромнефть-Хантос» и «Газпромнефть-Снабжение» (дочерние общества «Газпром нефти») при поддержке Правительства ХМАО — Югры провели успешные испытания беспилотного электромобиля ГАЗель Next Электро на Южной части Приобского месторождения. Техника подтвердила свою эффективность и безопасность при решении транспортных задач на внутрипромысловых дорогах в зимних условиях.
Ранее в этом году испытания беспилотных автомобилей «КАМАЗ» прошли на Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский п-ов), разрабатываемом «Мессояханефтегазом» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти»). Тестирование подтвердило потенциал использования беспилотного транспорта в логистических операциях в суровых природно-климатических условиях Заполярья.
**«Газпромнефть-Хантос» использует беспилотное воздушное судно для мониторинга нефтепроводов и производственной инфраструктуры. С помощью беспилотника осуществляется контроль магистралей и объектов нефтедобычи. Это позволяет минимизировать экологические риски, а также выявлять возможные очаги возгорания в лесах в пожароопасный период и вести контроль паводковой ситуации весной. Современное технологичное оборудование повышает безопасность эксплуатации инфраструктуры компании и значительно сокращает время реагирования на нештатные ситуации.
В целом уже более 60% (около 7000 км) от общей протяжённости трубопроводов «Газпром нефти», частично или полностью контролируются с использованием беспилотников самолетного типа, оборудованных фото- и видеокамерами, а также тепловизорами.