Экологическое законотворчество в 2019 году: от ВИЭ на ТКО до объектов экологической экспертизы
Одним из важнейших изменений российского природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в 2019 году стали корректировки, внесенные в федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Об этом сообщает Эльмира Исмаилова, эксперт российско-германского проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ» Немецкого Общества по Международному Сотрудничеству (ГИЦ) ГмбХ.
Отныне понятие «утилизация отходов» включает в себя использование твердых коммунальных отходов (ТКО) в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (новая редакция статьи 1 Закона «Об отходах», утвержденная Законом от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Единые требования к этим объектам, в том числе требования, касающиеся выбора мест их размещения, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством РФ.
Изменения внесены и в статью 24.8 Закона «Об отходах» («Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию»). Отныне к перечисленным здесь видам деятельности относится и энергетическая утилизация ТКО. Пунктом 2 той же статьи установлены виды предельных тарифов в области обращения с ТКО, подлежащие регулированию, к числу которых в соответствии с принятыми изменениями отнесен и тариф на энергетическую утилизацию.
В соответствии с изменениями, внесенными в рассматриваемую статью, принята новая редакция последней части пункта 4: при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются затраты оператора на утилизацию ТКО, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.
Изменения включены также в пункт 18 статьи 24.2 данного Закона («Регулирование в области обращения отходов от использования товаров»). Указанной нормой закреплено, что учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных или ввезенных на территорию России, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 16 рассматриваемой статьи.
Данный порядок распространяется и на проверку достоверности представленной производителями/импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, в том числе — актов утилизации отходов от использования товаров, что отсутствовало в ранее действовавшей норме.
Утратила силу норма пункта 10 статьи 24.5 ФЗ «Об отходах», устанавливающая, что средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ РФ в форме предоставления субсидий субъектам РФ на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
При этом в соответствии с утвержденными изменениями нормы пунктов 11 и 12 изложены в новой редакции. Так, установлено, что средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями/импортерами товаров путем уплаты экологического сбора.
Расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном российским бюджетным законодательством. Пунктом 12 рассматриваемой статьи устанавливается, что порядок и условия предоставления средств на цели, предусмотренные в ее пункте 11, устанавливаются Правительством РФ.
Корректировки коснулись и так называемых комплексных экологических разрешений, или КЭР, новых для российской экологии документов, получение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты I категории воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 31.1 Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в новой редакции устанавливается, что к информации, которая должна содержаться в заявке на получение КЭР, относятся и нормативы допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчеты названных нормативов.
Существенные изменения внесены и в Закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Так, к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится теперь и проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, которые относятся к объектам обезвреживания и/или размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, использовавшихся для размещения отходов производства и потребления.