Механизм ТУР совсем не нов - он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов
Европейская комиссия на своем официальном сайте 14 июля 2021 года опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который разрабатывался ею больше года. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков «углеродных утечек». Иными словами – борьба с переносом промышленного производства с территории ЕС в другие страны.
Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд.
«Надеемся, что представители ЕС сдержат данные нам ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений. Рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии. Почти полтора года, пока проект разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух Соглашения ВТО будут полностью соблюдены. Сегодня уверенности в этом нет», — прокомментировал новость Министр экономического развития России Максим Решетников.
Взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменениями климата, по мнению главы Минэкономразвития, также неочевидна. Парижское соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата.
Глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран. Тем более, что Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли.
«Предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС. Подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату. Самое опасное, что опубликованный Регламент не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции. Наиболее важные решения отнесены на уровень подзаконных актов. В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента трансграничного углеродного регулирования без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира. Обсуждение подобной инициативы должно происходить с вовлечением всех заинтересованных сторон и признанием всех связанных с инициативой рисков», — отметил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«Выбираемый ЕС метод дополнительного налогообложения импорта в рамках ТУР совсем не нов. Он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах. В этих целях экономику страны (или какой-либо ее сектор) объявляли нерыночной, что позволяло Комиссии ЕС вводить дополнительные антидемпинговые пошлины. После серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция ТУР, в центре которой все те же отрасли – металлургия и удобрения. Ее цель – заставить предприятия конкурентов тратить на борьбу с углеродным следом так же и столько же, как и сколько тратят в ЕС, успехи страны-экспортера в декарбонизации, результаты этой работы во внимание судя по всему не принимаются. В таком подходе очень много рисков – и для торговли, и для действующих и будущих многосторонних соглашений по климату", — указал заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков.
«Важно, что опубликованный проект регламента предполагает возможность корректировки углеродных платежей на основе реального уровня эмиссии иностранных поставщиков. Тем не менее, пока он не позволяет оценить все риски, связанные с введением пограничного углеродного сбора, так как методика расчета и перечень учитываемых производственных процессов не определены. Группа НЛМК последовательно занимается снижением углеродоемкости производства и соответствует уровню лучших европейских производителей по данному показателю. В этой связи мы рассчитываем на справедливый подход при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии производителей, а не усредненных или теоретических показателей», — заявил директор Департамента экологии и климата «Группы НЛМК» Никита Воробьев.
Источник: eprussia.ru