СГК и Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» начали разработку предварительного нацстандарта применения ЗШМ в дорожном строительстве
Сибирская генерирующая компания и Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» объявили о начале совместной работы по разработке предварительного национального стандарта в области применения золошлаков в дорожном строительстве. Об этом сообщили исполнительный директор СГК Павел Барило и президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров в рамках форума «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество», который прошел в Москве 16-17 мая.
Совместный проект СГК и Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» представили помощнику президента России Игорю Левитину и руководителю Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роману Новикову. Работы запланированы на 2023-2024 годы.
Разработка предварительного национального стандарта — первый шаг на пути создания единого стандарта использования золошлаковых материалов (ЗШМ). Сам документ по истечении периода адаптации (1-2 года) будет утвержден в виде государственного стандарта РФ.
Петр Саньков директор по реализации золошлаковых материалов Сибирской генерирующей компании — «Предварительный национальный стандарт, как результат совместной работы Сибирской генерирующей компании и Ассоциации «Р.О.С. АСФАЛЬТ», не только позволит энергетикам классифицировать образованные на станциях золошлаки, но и развеет все сомнения дорожно-строительных компаний по вопросу применения золошлаковых материалов. Стандарт позволит перейти от пилотных проектов к системному использованию золошлаков в дорожном строительстве».
Использование ЗШМ в дорожном строительстве имеет колоссальный потенциал. В нашей стране уже реализовано несколько крупномасштабных дорожных проектов с использованием более 1 миллиона кубометров золошлаковых материалов. Принятие национального стандарта позволит значительно увеличить данный показатель.
В соответствии с ГОСТ 25100-2020, золошлаковый материал определен как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах, где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна. Применение золошлаков в дорожном строительстве позволит снизить стоимость работ без потери качества и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду за счет рационального использования вторичных ресурсов.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют единые нормативные документы по использованию золошлаков при строительстве дорог. Существующая нормативно-техническая документация допускает использование вторичных ресурсов при выполнении дорожных работ, однако она носит разрозненный характер. Это является существенным фактором, сдерживающим применение золошлаковых материалов.
Новый национальный стандарт позволит впервые систематизировать общие требования и методы испытаний, предъявляемых к золошлаковым материалам и смесям на их основе. Будет разработана единая классификация золошлаковых смесей применительно к их использованию на объектах дорожного хозяйства, приведено обоснование областей применения таких материалов.
Данный стандарт будет использоваться при проектировании строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог уже с учетом применения золошлаковых материалов.
Подчеркнем, использование золошлаковых смесей, включая золу-уноса, является актуальным направлением в дорожном хозяйстве. Утвержденный правительством РФ в июне 2022 года Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов четко определяет строительство автомобильных дорог, как одно из направлений использования золошлаков.
Работы по расширению сфер применения золошлаков проходят в рамках реализации Энергетической стратегии РФ, определившей удельный показатель утилизации отходов ТЭЦ на уровне не менее 50% от объемов образования к 2035 году. Аналогичный показатель заложен и в Стратегии СГК.