Исполнение поручений Главы государства РК: внедрение справедливого и конкурентного механизма по обеспечению внутреннего рынка сжиженным газом
Энергетическая безопасность страны — еще одна тема, которую поднял Глава государства К. Токаев на расширенном заседании Правительства в четверг, 14 июля. И первое, что поручено разработать — это дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границ.
Как доложил министр энергетики Болат Акчулаков на заседании Правительства, в настоящее время ведомством рассматриваются несколько вариантов установления дифференцированных цен на дизельное топливо.
Так, будут изучены подходы по дифференциации в зависимости от происхождения топлива (отечественное или импортное) и по субъектам потребления (граждане РК и нерезиденты/ розничные и крупные покупатели). Кроме того, будут рассмотрены варианты установления дифференцированных цен для автозаправочных станций, расположенных в приграничных зонах, а также реализация импортного дизельного топлива по средневзвешенной цене.
Б. Акчулаков сказал, что отмеченные предложения будут тщательно изучены со всеми заинтересованными государственными органами и сторонами, и в ближайшее время вынесены на рассмотрение.
Далее Президент Казахстана поручил устранить дефицит дорожного битума.
«Технически отечественные производители битума имеют возможности по увеличению производства на 300 тыс. тонн. В результате ежегодная суммарная мощность будет составлять 1,2-1,3 млн тонн в год, что полностью покрывает потребность внутреннего рынка. Дефицит возникает по причине неравномерной выборки битума. В частности в зимне-весенний период заявок на производство битума практически не поступает», — пояснил глава Минэнерго.
Он добавил также, что в министерстве предлагают определить единого поставщика для приобретения битума в лице «КазАвтоЖол».
Еще одно поручение Главы государства — разработать системные меры по увеличению ресурсной базы и переработки газа с предоставлением фискальных преференций.
Б. Акчулаков сообщил, что подготовлен пакет законодательных изменений по внедрению механизма Улучшенного модельного контракта на недропользование, в т.ч. для газовых проектов. Так, предусматриваются регуляторные и фискальные преференции в виде налоговых освобождений по корпоративному подоходному налогу и по экспортным таможенным пошлинам до срока окупаемости проектов, а также применение режима альтернативного налога на недропользование. Соответствующие поправки в законодательство будут приняты до конца текущего года.
«Данные меры позволят обеспечить разработку газовых месторождений суммарными запасами газа в объеме порядка 93,6 млрд куб. м и дополнительную добычу товарного газа к 2030 году в объеме 6,7 млрд куб. м в год», — добавил он.
Также в соответствии с поручением Президента переход на биржу сжиженного нефтяного газа перенесен на 1 января 2023 года. В целях недопущения резкого роста торги на биржах будут проводиться в пределах установленных предельных розничных цен. Предлагается совместно с Министерством финансов законодательно внедрить для сжиженного нефтяного газа сопроводительные накладные на транспорт и ужесточить требования по выписке фискальных чеков при продаже.
Вместе с тем, предлагается определить единую товарную биржу для дефицитных товаров, подконтрольную профильным государственным органам.
«Вышеуказанные меры позволят обеспечить прозрачность и отслеживать операции при торговле сжиженным газом», — сказал министр энергетики.
В настоящее время министерством подготовлены поправки в Закон РК «О газе и газоснабжении», Предпринимательский кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс «Об административных правонарушениях», в части внедрения справедливого и конкурентного механизма по обеспечению внутреннего рынка сжиженным газом.
Кроме того, поручено обеспечить ввод мощностей электроэнергии и своевременной реализации проектов по усилению электрических сетей Южной и Западной зон ЕЭС.
Как проинформировал Б. Акчулаков, к настоящему времени введено 340 МВт электрической мощностей. До конца т.г. планируется ввести дополнительно 240 МВт мощностей. Тем самым в текущем году будет введено 580 МВт, что в 2 раза ниже прогноза (1,1 ГВт).
«Причиной неисполнения прогнозных показателей является геополитическая ситуация и пандемия в Китайской Народной Республике, которые повлияли на задержку поставки оборудования», — пояснил глава Министерства энергетики.
Вместе с тем, ведется работа по модернизации Национальной электрической сети, в том числе:
— строительно-монтажные работы по усилению электрических сетей Западной энергозоны. Прогресс работ составляет 12,5%. Срок завершения – 2023 год;
ведется разработка технико-экономического обоснования по усилению электрических сетей Южной энергозоны, которое планируется завершить в IV квартале текущего, года после чего будут определены параметры и сроки реализации проекта.