Энергия для промышленного объекта: микрогенерация в реалиях российского рынка
Децентрализованный формат генерации электрических мощностей является масштабным трендом, который широкими шагами завоевывает все больший сегмент рынка. В основном, распределенная энергетика, если рассматривать европейский и американский регионы, востребована либо частными лицами, либо бизнесом, занимающим активную ESG-позицию. В России же стремление многих компаний выйти из общероссийской электроснабжающей сети обусловлено, в большинстве случаев, причинами экономического характера. Такое положение вещей обусловлено, с одной стороны, исторически сложившимися тенденциями и устойчивыми стереотипами организационного поведения на энергетическом рынке, с другой – текущими реалиями, темпами и направлением развития индустрии электрической генерации, тарифной политикой.
Корпоративная микрогенерация в последние годы приобрела значительный потенциал на наиболее развитых рынках, в первую очередь – на европейском, в силу скачкообразного развития технологий. Возросшая экономическая эффективность объектов малой энергетики, функционирующих на основании возобновляемых источников энергии или с использованием газотурбинных установок, позволила крупным промышленным объектам или предприятиям, находящимся в отдалении от централизованных источников электрической энергии, оптимизировать издержки на электро- и теплоснабжение производства, укрепить энергетический потенциал, ускорить развитие бизнеса.
«Потенциал Российской распределенной энергетики представляется еще более радужным в условиях реализации государственной программы газификации, которая предполагает увеличение пропускной способности существующих распределительных сетей, а также строительство новых объектов газотранспортной инфраструктуры, что открывает новые возможности по использованию природного газа в микрогенерации для еще большего количества энергоэффективных предприятий. Вместе с тем, микрогенерация позволяет увеличить предсказуемость долгосрочных расходов на энергоресурсы, что упрощает и повышает качество бизнес-планирования, оптимизирует потенциальные энергетические риски», — подчеркнул Даниил Яблоков — генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на динамику развития распределенной энергетики, является постоянное увеличение тарифных ставок на электроэнергию, в том числе – для промышленных потребителей. С начала нулевых годов стоимость кВт электроэнергии, забираемой абонентом из центральной распределительной сети, в среднем, растет на 5-10% ежегодно. Такая цифра, действительно, заставляет крупных потребителей задуматься о необходимости перехода на собственную генерацию. На сегодняшний день нет точных данных о совокупном объеме электроэнергии, производимой частными объектами микрогенерации. Согласно различным подсчетам, примерная величина укладывается в несколько тысяч мегаватт. Несмотря на имеющиеся инвестиционные риски, многие предприятия, особенно в условиях надвигающегося «психоза» по поводу трансграничного углеродного регулирования, насаждения ESG-повестки и всеобъемлющей декарбонизации экономики, рассматривают собственную электро- и теплогенерацию, построенную на «зеленых» технологиях. Российским компаниям пока что рано думать о такого рода инициативах, а вот на западе собственный энергоцентр, использующий энергию солнца или ветра – обычная история, которая все шире распространяется среди средних и крупных предприятий.
«Сегодня в России также нередки случаи использования возобновляемых источников энергии, так к примеру, в республике Саха реализуется программа перевода труднодоступных населенных пунктов на электроснабжение от гибридных электростанций, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ и солнечную энергию. В Краснодарском и Ставропольских краях также набирает популярность использование солнечных электростанций, однако большую распространенность имеет традиционная автономная генерация на базе газопоршевого и газотурбинного оборудования, которая давно широко используется на предприятиях нефтяной промышленности, газонефтехимического, металлургического, обрабатывающего, агропромышленного комплекса и машиностроения. Это обусловлено высокой энергоемкостью производства, а также технической возможностью использования углеводородного топлива», — добавил эксперт.
Основным драйвером развития распределенной энергетики в Российской Федерации, в отличие от европейской практики, является стремление промышленности выйти из единой системы генерации и распределения электрической энергии. Унитарный рынок предлагает потребителям завышенную стоимость энергии в условиях перекрестного субсидирования, а также значительную долю нерыночной составляющей в цене (договоры поставки мощности и межтерриториальное субсидирование.
Российский корпоративный сектор просто вынужден «бежать» из централизованной сети электроснабжения, концентрируя свое внимание на наиболее выгодных и быстрых путях решения энергетического вопроса через создание собственного объекта малой энергетики или интеграции ГПУ в существующие котельные. Такой процесс может обернуться значительным повышением энергетического и производственного потенциала объекта, но только при условии тщательной предпроектной подготовки, анализа и прогноза, подбора добросовестного подрядчика.
«Решение о строительстве объекта автономной генерации должно приниматься на основе результатов технико-экономического обоснования инвестиций. В силу разнородности предложений поставщиков основанного и вспомогательного оборудования на этом этапе следует выбрать оптимальную технологическую схему, способную интегрироваться в существующую систему энергообеспечения с максимальным КПД и разумной стоимостью. Делая этот шаг, большинство инвесторов сможет оценить квалификацию потенциального подрядчика и минимизировать риски увеличения срока окупаемости данного проекта», — подчеркнул Даниил Яблоков.
Согласно прогнозам ведущих экспертов в области энергетики, российский рынок распределенной генерации продолжит расти. И чем больше будет доля частной генерации в общей системе, тем быстрее будут расти тарифы на электроэнергию и, соответственно – увеличиваться количество предприятий, ищущих возможность перехода на собственный источник электрической энергии.