5 мифов об «альткотельной». Развеивает Екатерина Косогова
Новая модель рынка тепловой энергии, которую часто называют альтернативной котельной, действует в России с 2018 года. Но переход на эту модель добровольный. С тех пор на долгосрочный тариф, который лежит в ее основе, перешли 17 городов страны. У многих это нововведение вызывает страхи и опасения, что будет хуже. Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова прокомментировала наиболее распространенные мифы, связанные с методом альткотельной, во время онлайн-конференции в «Интерфаксе».
Сибирская генерирующая компания первой в стране начала работать в рамках новой модели рынка тепловой энергии с 2018 года. На сегодня в 5 городах присутствия модель уже в действии, по еще 3 решение находится на рассмотрении в федеральных органах власти. Уже утвержденные инвестиции СГК после перехода на долгосрочный тариф составляют 28,5 миллиарда рублей, а с учетом городов, где изменение тарифного регулирования сейчас в стадии обсуждения, — 62 миллиарда рублей. Это в разы больше, чем было до применения нового метода.
Так если инвестиции в теплоснабжение увеличиваются, почему все так боятся загадочной альткотельной? Во время своего выступления на онлайн-конференции по теме «Алькотельная. Как это работает» директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова озвучила наиболее распространенные мифы о новой системе расчета тарифов и постаралась их развеять.
Миф №1. Будет строиться новая котельная Никаких котельных строиться не будет.
Идея регулирования на основе модели альткотельной в том, что прогнозируется поведение застройщика микрорайона. Он решает, нужно ли ему построить собственный источник или подключиться к действующей системе теплоснабжения и какая будет цена тепла, если он построит собственную котельную. Это и будет предельный уровень цены, выше которого подняться будет нельзя, ни при каких условиях. При этом очевидно, что централизованное теплоснабжение за счет большей эффективности будет стоить меньше.
Именно из-за того, что за эталон для расчета тарифа взяли стоимость строительства новой котельной, как альтернативы централизованному теплоснабжению, этот метод и стали называть ценой альтернативной котельной.
Что включает в себя эта цена:
— капитальные затраты на строительство теплоисточника,
— капитальные затраты на строительство тепловых сетей,
— стоимость земли (которая необходима, если бы действительно строилась котельная),
— расходы на топливо,
— налоги,
— расходы на воду,
— оплата труда работников,
— ремонты,
— резерв по сомнительным долгам (резерв на задолженность потребителей).
Это простой и прозрачный механизм расчета цены тепла, в котором четко понятно, что и откуда берется.
Например, в Канске расчетная цена альтернативной котельной — 2238 рублей за гигакалорию.
Это значит, что если в городе действует котельная с тарифом 5000 рублей (как часто бывает), то, скорее всего, вместо нее можно построить новую современную котельную, себестоимость производства на которой будет ниже более чем в два раза. Это сигнал всем — если есть теплоисточник с тарифом выше предельного, значит, что-то идет не так и надо работать над эффективностью.
Миф №2. Тарифы вырастут в разы
Ни в одном из городов работы СГК, который перешел в ценовую зону теплоснабжения, тариф на тепло в разы не повысился. Изменение цены на тепловую энергию ежегодно будет составлять индекс потребительских цен +2–3%.
Более того, практически во всех городах, где СГК стала единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), после перехода на новую модель тарифообразования цены на тепло для части населения уменьшились, причем значительно. Это произошло в Бийске, Барнауле, Рубцовске, Канске, планируется в Черногорске.
Например, для 30% населения Канска тарифы были снижены на величину от 40% до 60%. Это удалось сделать за счет создания единой системы теплоснабжения города (вместо нескольких ранее). И на весь Канск был установлен единый тариф ТЭЦ, в том числе и для потребителей котельных, которые раньше платили больше, а в 2021 году уже перейдут полностью на теплоснабжение от Канской ТЭЦ.
Екатерина Косогова Директор по тарифообразованию СГК
«Мы анализировали прошлые годы, и там рост в наших городах был на 11%, 12%, 16%. Сейчас темпы роста тарифов на тепло значительно ниже, и население защищено».
Миф №3. Предельный уровень — это та цена, по которой люди будут покупать тепло
Для оценки ценовых последствий перехода на новую модель, как правило, используют данные по предельному уровню роста тарифов из калькулятора Минэнерго РФ. Но по факту в каждом отдельном случае предельная цена определяется отдельно, является предметом договоренности между ЕТО и органами власти, прописывается в соглашении об исполнении схемы теплоснабжении и почти всегда ниже того самого предела.
Составляется график доведения текущей цены до цены альтернативной котельной. Кроме того, ресурсоснабжающая организация может дать так называемую добровольную скидку и берет на себя обязательства продавать тепло по цене ниже предельного уровня, чтобы не происходило социального взрыва. Именно по такому пути и идет СГК во всех своих городах.
Миф №4. После перехода на альткотельную появляется огромная монополия
В теплоснабжении монополия есть и так. И это хорошо. Чем больше владельцев тепловых сетей, тем больше нагрузка на население в тарифе. Например, если бы железнодорожные пути тоже принадлежали разным владельцам, то это бы значительно удорожало услуги перевозки.
Когда теплоснабжение находится в одних руках, это позволяет владельцу постоянно оптимизировать процесс, повышать эффективность, выводить дорогие источники и снижать общую финансовую нагрузку на потребителей.
Сама же работа монополии будет контролироваться, как это происходит и сейчас, Федеральной антимонопольной службой, которая следить за тем, чтобы действия тех, кто занимает доминирующее положение на рынке, не ущемляли право потребителей и других участников рынка.
Миф №5. После переход на альткотельную теряется управление со стороны муниципалитета
Чаще всего муниципалитеты радуются, что после перехода на альткотельную наконец появляется организация, которая несет ответственность за качественное теплоснабжение. Потому что в законодательстве прописано, что теплоснабжение — это ответственность муниципалитета, при этом никаких ресурсов для осуществления этих целей у городов нет.
Переход на альткотельную помогает местной власти привлечь средства для модернизации теплоснабжения и решения проблем в отрасли. И, что самое главное, контроль над поставщиком тепла не только не ослабевает, но и усиливается — в законе четко прописаны штрафные санкции в отношении единой теплоснабжающей организации за неисполнение взятых на себя обязательств, вплоть до лишения статуса.
Полная запись онлайн-конференции указана по ссылке на сайте новости.