80% доля ВИЭ к 2030 году и потребление природного газа в ФРГ
Ещё два года назад законодательство Германии предусматривало достижение 80% доли возобновляемых источников в потреблении электроэнергии к 2050 году (закон о ВИЭ — EEG) и прекращение выработки электроэнергии на угольных электростанциях к 2038 году.
Затем в EEG внесли изменения. Сегодня в законе установлено, что к 2030 году доля ВИЭ в потреблении электроэнергии должна составить 65%, а к 2050 году всё электроснабжение должно стать углеродно-нейтральным.
Планы меняются быстро, и новое правительство ФРГ нацелено на отказ от угля к 2030 году, достижение 80% доли ВИЭ уже к 2030 году и углеродной нейтральности к 2045 г.
Соответствующие цели должны быть закреплены в законодательстве.
Получится ли их достичь?
Ранее было проведено множество исследований по вопросам раннего отказа от угля и ускорения развития ВИЭ.
В частности, в сентябре 2021 год McKinsey выпустила доклад «Net Zero Deutschland».
В июне 2021 года немецкий исследовательский центр Agora Energiewende оценил возможность отказа от угля к 2030 году.
В марте 2020 он же высказал мнение по поводу 65% доли ВИЭ к 2030 году…
На днях немецкая аналитическая компания Energy Brainpool проанализировала возможности отказа от угольной генерации и достижения 80% доли ВИЭ к 2030 году. Мы, кстати, уже ссылались на этих экспертов. В частности, было интересное исследование на предмет работы энергосистемы, основанной на ВИЭ, в пасмурную и безветренную погоду.
Запланированные изменения законодательства потенциально окажут сильное влияние на немецкий рынок электроэнергии. Будут падать оптовые цены, увеличатся периоды, в которые ВИЭ будут полностью обеспечивать потребление, и в то же время вырастет потребление электроэнергии, потребность в газовых электростанциях и водороде.
Установленная мощность угольных электростанций в ФРГ сегодня составляет 34,4 гигаватт (ГВт). Если они будут выведены из эксплуатации к 2030 году, часть их управляемой (диспетчерируемой) мощности придется заменить.
В сегодняшних планах — добавление 2,9 ГВт газовых электростанций до 2024 года к ныне действующему парку мощностью 28,6 ГВт.
Проектирование новых газовых электростанций занимает около двух лет, а строительство – два года. То есть дополнительное расширение технически осуществимо, если оно экономически целесообразно.
При этом подчёркивается, что нет необходимости заменять все выведенные из эксплуатации угольные электростанции и мощности АЭС 1:1 по трем причинам.
Во-первых, обмен электроэнергией в Европе будет возрастать (то есть увеличатся возможности балансирования ВИЭ с помощью перетоков). Во-вторых, в ЕС есть избыточные мощности (хотя их осталось немного). В-третьих, потребление электроэнергии станет более гибким.
Специалисты Energy Brainpool создали почасовую модель европейского рынка электроэнергии на 2030 год, которая показала потребность ФРГ в газовых электростанциях в объёме 45,9 ГВт (+14,4 ГВт). Точное значение зависит от ряда факторов, таких как объёмы управляемой генерации (мощности) в соседних странах, степень гибкости потребления электроэнергии, емкость хранения энергии и пропускная способность европейских трансграничных интерконнекторов.
В настоящее время неясно, будет ли достаточно мер энергетической политики для реализации этого технически необходимого расширения.
В сценарии Energy Brainpool производство электроэнергии на газовых электростанциях, увеличится на 51% к 2030 году. «Таким образом, зависимость производства электроэнергии от импорта природного газа значительно возрастает», — говорится в работе. В то же время, если посмотреть на потребление природного газа в ФРГ в целом, мы увидим, что на долю производства электроэнергии, включая комбинированную генерацию тепла и электроэнергии, приходится лишь 14% общего потребления природного газа. Другими словами, рост потребления газа в электроэнергетике повлияет на общее потребление незначительно.
Новое правительство нацелено увеличить мощности солнечной энергетики к 2030 году до 200 ГВт. По итогам прошлого года она составила 59 ГВт.
Полная интеграция столь внушительных объёмов солнечной генерации является «колоссальной, нерешенной в настоящее время задачей», особенно с учётом ярко выраженной сезонности. Выработка с июня по август примерно в четыре раза превышает объемы солнечной энергии, произведенной с декабря по февраль.
По расчётам Energy Brainpool, доля солнечной фотоэлектрической электроэнергии в 2030 году может составить около 26% (сегодня около 10%).
В целом авторы оценивают план правительства по достижению 80% доли ВИЭ к 2030 году при одновременном закрытии угольных электростанций как очень амбициозный, но реалистичный. Хотя для его выполнения нужно будет много чего предпринять, особенно в области интеграции электроэнергетики с другими секторами экономики (например, использование ресурсов миллионов электромобилей для нужд энергосистемы).
Если план сработает, оптовая цена на электроэнергию значительно снизится, несмотря на отказ от угля, заключают авторы. В будущем могут быть также достигнуты очень низкие цены на электроэнергию для конечных потребителей, особенно в случае внедрения динамических (изменяющихся во времени) тарифов для «гибких» потребителей и на потребление электроэнергии в летнее время.