Традиционная генерация в текущих реалиях: возможно ли сегодня полное «озеленение» энергетики
Современный этап развития мировой отрасли генерации тепловой и электрической энергии характеризуется двумя ключевыми параметрами. Во-первых, высокой степенью политизированности: многие стратегические решения касательно архитектуры рынка энергоносителя мотивируются соображениями, далекими от области обеспечения энергобезопасности. Во-вторых, стремлением развитых экономик отойти от традиционной парадигмы в сторону «зеленой повестки». Особенно ярко такая повестка проявляется в части генерации.
Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило в свет два прогноза, в которых представлена информация о возможных вариантах дальнейшего развития генерации в мире. Сценарные прогнозы МЭА основаны на различиях в реализации климатической политики. Первый (The Stated Policies Scenario, STEPS) исходит из уже действующих программ в сфере борьбы с изменением климата; второй (The Announced Pledges Scenario, APS) предполагает, что заявленные правительствами цели по достижению углеродной нейтральности будут выполнены в полном объеме и в срок; наконец, третий сценарий (Net Zero Emissions by 2050 Scenario) предполагает, что мировая энергетика к 2050 г. достигнет нулевого баланса парниковых выбросов, в том числе благодаря полному отказу от угля и газа в электроэнергетике.
«Всерьез говорить о тотальном «озеленении» генерации, даже в развитых странах – это, мягко говоря, напрасное дело. Альтернативные источники энергии уже не раз демонстрировали свою несостоятельность. Например, зимой 2021 года, когда ЕС оказался в ситуации жесткого дефицита и острой необходимости закупать традиционные углеводороды. «Зеленые» технологии, несмотря на глобальные финансовые вложения со стороны государств, институциональных инвесторов и корпоративного сектора, находятся сегодня в эмбриональном состоянии. Покрыть постоянно растущие потребности мировой экономики в энергии (около 160 тыс. ТВтч) за счет энергии солнца, ветра и прочих альтернативных источников в настоящее время невозможно. Тем более, стоимость перехода мировой энергетики на альтернативные источники, согласно подсчетам аналитиков Tesla, составит 10 трлн долларов на ближайшие 20 лет – цифра впечатляет. Но можно ли назвать такого рода инвестиции привлекательными? С точки зрения экологии – безусловно. А с точки зрения темпов развития экономики, обеспечения продовольственной безопасности и гармоничного развития городских агломераций – есть серьезные сомнения», — прокомментировал ситуацию Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
По данным Обзора мировой энергетики BP, доля угольной генерации в Индии в 2021 г. составила 74%. При этом страна в 2022 г. ввела в эксплуатацию 3,5 гигаватта (ГВт) угольных ТЭС, уступив по этому показателю только Китаю (26,8 ГВт). По данным Global Energy Monitor, общая доля Китая и Индии в глобальном вводе мощности угольной генерации по итогам прошлого года достигла 67%.
География газовой генерации является более «дисперсной»: доля Китая и Индии в глобальном вводе газовых ТЭС по итогам прошлого года составила «лишь» 26%. Генерирующие мощности наращивали еще несколько групп стран: богатые ресурсами страны Ближнего Востока и Северной Африки, такие как Бахрейн (1,5 ГВт), Ирак (1,9 ГВт), Алжир (1,9 ГВт) и Ливия (0,5 ГВт); страны Южной Азии, переживающие бурный экономический и демографический рост, в том числе Бангладеш (1,2 ГВт) и Пакистан (1,3 ГВт); а также экономически развитые страны ОЭСР, включая США (2,5 ГВт), Южную Корею (1 ГВт) и Германию (0,8 ГВт).
Например, Австралия планирует в период до 2040 г. вывести из эксплуатации 45 угольных энергоблоков общей мощностью 21,1 гигаватта (ГВт), США – 195 энергоблоков на 110,2 ГВт, а Германия – 57 энергоблоков – на 25,6 ГВт. На смену устаревшим, с точки зрения западных коллег, технологиям «традиционной» генерации должны прийти высокотехнологичные решения «зеленого» формата.
«Газовая тепло- и электрогенерация едва ли утратит свою актуальность в ближайшие 50 лет. В пользу этого говорят многие факторы. Развивающиеся экономики (Китай, Индия, страны Азиатско-тихоокеанского региона), несмотря на ужесточение правил в части экологической отчетности, продолжают выстраивать свои долгосрочные экономические планы, рассматривая традиционную генерацию, как надежную основу для развития промышленного сектора. Удельные выбросы газовых ТЭС (около 490 грамм СО2-эквивалента на киловатт-час) значительно ниже, чем угольных (примерно 820 грамм CO-эквивалента на киловатт-час) – газ постепенно вытеснит уголь в случаях, где это технически возможно и экономически целесообразно. Кроме того, западным странам, которые наиболее активно выводят из эксплуатации атомные объекты генерации, необходимо замещать выпадающие мощности – за счет «зеленых» источников. В условиях вялотекущего мирового экономического кризиса быстро обеспечить такие объемы производства тепловой и электрической энергии не представляется возможным», — добавил эксперт.
В силу значительной неопределенности укрепление энергобезопасности выходит на первый план для участников рынка и регулятора.