Загрязнитель – платит. В России вступил в силу «Усольский закон»
Один из важнейших экологических документов, разработанный Минприроды России по поручению президента Владимира Путина — «Усольский закон» обязывает собственников особо опасных производств и объектов размещения отходов I, II классов опасности ликвидировать нанесённый природе вред.
Документ разработан после выявления брошенных хранилищ ядовитых веществ на предприятии-банкроте в Усолье-Сибирском, поэтому получил неофициальное название «Усольский».
«Подход простой: получил прибыль за счёт природы – убери за собой. Здесь нужно действовать жёстко», – комментировал глава государства Владимир Путин.
За пять лет до конца срока эксплуатации объекта владелец должен разработать план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия. Подготовленный план обязательно будет проходить государственную экологическую экспертизу.
«Владелец объекта подтверждает самое главное — финансовое обеспечение. За выполнением всех мероприятий будет следить Росприроднадзор и выдавать заключение по итогам выполнения. Только при его наличии можно будет исключить объект из реестра опасных производственных объектов, который контролируется Ростехнадзором. Раньше экологические последствия были, словно «серой зоной»: вышел из реестра — и тебя нет для надзорных органов, а проблема есть. Больше так не выйдет», — прокомментировала вице-премьер Виктория Абрамченко.
В ходе рассмотрения документ единогласно поддерживали депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации.
При невыполнении обязательств владелец объекта уплачивает компенсационный платёж, а в случае неуплаты приостанавливаются выплаты дивидендов до уплаты платежа или предоставления плана мероприятий по ликвидации вреда с положительным заключением государственной экологической экспертизы и соответствующим финансовым обеспечением. Взысканные компенсационные платежи будут аккумулироваться в федеральном бюджете и направляться на ликвидационные мероприятия по аналогичным объектам.
«Закон вводит механизм контроля сделок. Будущий собственник должен теперь подтвердить свою финансовую устойчивость, в противном случае сделка просто не будет зарегистрирована. Это необходимо, чтобы избежать рисков отчуждения проблемных объектов в пользу фирм-однодневок», — отметил глава Минприроды России Александр Козлов.