САУ перспективных ГТД под контролем
В пермском КБ впервые среди предприятий отечественного авиационного двигателестроения введена в эксплуатацию лаборатория исследования функционирования электронных агрегатов систем автоматического управления и контроля существующих и перспективных авиационных двигателей (ГТД).
Создание перспективных авиационных газотурбинных двигателей отмечается высокой сложностью систем автоматического управления и контроля (САУ и К). Для снижения рисков, финансовых затрат, сокращения сроков проведения научноисследовательских работ в области создания САУ, а также их испытаний и доводки специалисты конструкторского бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» заменили реальный объект (ГТД) на его имитатор – специализированный программноаппаратный комплекс, имитирующий работу всех существующих и перспективных ГТД разработки пермского КБ, в том числе ПС-90А, ПД-14, ПД-35 и др.
Успешные испытания на базе лаборатории исследования электронных агрегатов САУ и К электронного регулятора серийного авиационного двигателя ПС-90А и его модификаций – очевидное свидетельство того, что в настоящее время специалисты «ОДК-Авиадвигатель» готовы:
- исключить множество возможных ошибок в программном и алгоритмическом видах еще до изготовления блока контроллера управления существующих и перспективных ГТД;
- проводить исследования возможных причин нештатных ситуаций электронных агрегатов САУ и К во время эксплуатации, а также осуществлять качественную доводку интерфейсов взаимодействия элементов систем автоматического управления и контроля;
- давать оценку алгоритмам управления ГТД на соответствие техническому заданию до начала испытаний на двигателе (в том числе в условиях аварийной работы), а также исследовать возможные причины нештатных ситуаций при эксплуатации электронных агрегатов САУ и К авиадвигателей ПД-14, ПД-35 и др. с возможностью их своевременной коррекции;
- получать требуемое качество моделирования переходных процессов в математических моделях перспективных авиадвигателях и испытательных стендах до начала проведения испытаний;
- отработать технологии создания и сопровождения эксплуатации стенда комплекса бортового оборудования самолета МС-21;
- проводить обучение персонала авиакомпаний методикам поиска и устранения неисправностей систем автоматического управления и контроля и т.д.
Созданная в Перми лаборатория исследования функционирования электронных агрегатов САУ и К включает в себя специализированный программноаппаратный комплекс (имитатор ГТД), полноразмерные электронные агрегаты САУ и К, модернизированную кабельную проводку (со штатными разъемами в части подключения к агрегатам САУ и К), испытательный пульт и прочее соответствующее оборудование.
Необходимо отметить, что стенды подобного типа являются ключевыми элементами процесса «сквозного проектирования» систем управления перспективных авиационных двигателей таких мировых двигателестроительных компаний, как Pratt & Whitney, RollsRoyce и General Electric. Не случайно в ходе рабочих визитов в АО «ОДК-Авиадвигатель» высокую заинтересованность к данной работе и просьбу оказания методической и теоретической помощи в создании подобных лабораторий выразили специалисты АО «ОДКСТАР», АО «Климов», АО «УНПП «МОЛНИЯ» и др.