Выгодно ли покупать электромобиль в Сибири? Мнение эксперта
Куратор проекта «Проверено. Работает!» Игорь Загородний проанализировал стоимость эксплуатации электромобиля в сравнении с привычным, бензиновым транспортным средством. Делимся его расчетами и разбираемся вместе, поможет ли смена машины сэкономить семейный бюджет.
Игорь Загородний руководитель программ развития, куратор проекта «Проверено. Работает!» — «Заметил, что многих терзают сомнения по поводу перехода с классического, дерзко рычащего (иногда) бензинового мотора на пока еще таинственного «электрозверя». Решил разобраться сам и помочь другим решить — стоит ли сейчас спешить продавать свою бензиновую машину и пересаживаться на электромобиль».
Рассматривать перспективу перехода Игорь предлагает с точки зрения экономии денег. Для корректного сравнения он изучил две машины одинакового сегмента с одинаковым наполнением: «Москвич 3» и «Москвич 3е». Вот их основные характеристики:
- «Москвич 3» имеет под капотом двигатель объемом 1,5 литра мощностью 150 лошадиных сил с максимальной скоростью 170 км/ч. Машина оборудована всеми современными «фишками» для комфортного вождения в нашем климате.
- «Москвич 3е» имеет под капотом электромотор мощностью 193 лошадиных силы с максимальной скоростью 140 км/ч, оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 65,5 кВт*ч. Комплектация немного побогаче, чем у бензиновой версии, имеется панорамный люк на 2 ряда сидений, камеры 360 градусов.
При этом цена на «Москвич 3» начинается от 1970 тысяч рублей на механике, хорошая комплектация с вариатором обойдется в 2,2 миллиона. «Москвич 3е» имеет одну комплектацию (максимальную) стоимостью 3,45 миллиона рублей.
Казалось бы, разница в 1,25 миллиона очень велика, но еще действует государственная программа, которая заключается в субсидировании части стоимости, а именно 25% (но не более 625 тысяч) на покупку электромобиля, выпущенного в 2023 году. Таким образом, при покупке «Москвича 3е» получается «скидка» в размере 625 тысяч. С учетом этого фактора стоимость получается 2,825 млн рублей.
Для расчета затрат на топливо за режим езды возьмем полуактивный семейный режим с различными поездками за город и на дачи — 20 000 км за год.
Цены на топливо и электроэнергию принимаем актуальные в Красноярском крае в апреле 2023 года. Для чистоты эксперимента сравним 3 режима зарядки электромобиля:
- только дома или в гараже из розетки (тариф сверх социальной нормы примем 3,60 — тариф в Красноярском Крае);
- использование только медленных зарядных станций «Сибирь заряжает» во дворах ночью (сейчас эти зарядки бесплатны, но после тестового периода эксплуатации планируется установить тарифы 7,9 рублей/кВт*ч вечером и ночью, 17 рублей/кВт*ч — днем);
- смешанный режим, когда большую часть времени человек заряжает авто дома или ночью во дворе, а днем периодически перехватывает на быстрых и медленных станциях — принимаем тариф 12,45 руб./кВт*ч.
Средний расход бензиновой версии с учетом городских пробок, зимних прогревов и прочих издержек принимаем 10 литров на 100 км.
Заявленный расход электромобиля 16 кВт*ч/100 км, однако, учитывая также зимние режимы, прогревы и эксплуатацию в городских условиях этот расход будет больше — порядка 21 кВт*ч/100км.
Расчет годовых затрат на топливо получается такой: при стоимости бензина марки АИ-92 в 48,5 рублей имеем 97 000 рублей в год. По аналогии считаем для электромобиля: 63 000 рублей при зарядке на публичных быстрых зарядных станциях, 31 500 — при зарядке в смешанном режиме и 15 120 при зарядке от розетки.
Далее — транспортный налог: за бензиновый экземпляр мы заплатим 3 300 рублей за год. Что же по Москвичу 3е? Здесь все на руку владельцам электромобилей: 26 регионов в России имеют нулевой транспортный налог (в том числе и Красноярский край), еще четыре — со скидкой в 50%.
Еще одна необходимость — техническое обслуживание. Здесь электроавтомобиль также лидирует — согласно паспорту 1 раз в 20 000 км требуется замена масла в редукторе (аналог коробки на бензиновом автомобиле), 2 раза замена фильтров и 1 раз в 60 000 км замена охлаждающей жидкости аккумулятора – все это обойдется в год в 16 000 рублей. У бензинового автомобиля — замена масла в двигателе каждые 10 000 км, замена фильтров в салон и прочее обойдется в 26 000 рублей в год.
Однозначно, владельцы электромобиля смогут значительно экономить, но окупится ли это когда-либо, учитывая более высокую стоимость самой машины?
Ответ таков: при покупке электромобиля и его зарядке дома или в гараже владелец выйдет в плюс через 5 лет и 7 месяцев, при зарядке на станциях «Сибирь заряжает» ночью – через 6 лет и 10 месяцев, а при зарядке в смешанном режиме день/ночь — через 8 лет и 10 месяцев.
Конечно, использование всех преимуществ электромобиля невозможно без развитой зарядной инфраструктуры. И в этом красноярцам повезло больше многих — в городе находятся 119 зарядных станций:
- 22% из них — быстрые.
- На сегодняшний день 81 зарядка — бесплатная, в том числе 51 станция «Сибирь заряжает», где продолжается период тестовой эксплуатации.
- Также действуют 38 платных зарядных станций с ценой зарядки от 5 до 15 рублей (средняя цена 8 рублей).