Игорь Лузанов: «Ищем баланс между удовлетворенностью потребителей и экономической эффективностью»
Глава Алтайского филиала СГК Игорь Лузанов в интервью sibgenco.online рассказал, что вызывает сдержанный оптимизм, а также об инвестиционных планах, удовлетворенности потребителей и витрине модернизации теплоснабжения.
— В России продолжается реформа теплоснабжения, десятки городов перешли в ценовую зону, при этом эксперты продолжают говорить о дефиците положительных примеров. Является ли таковым примером Рубцовск, который стал пионером модернизации?
— В какой-то степени, несомненно, является. С него всё началось, именно его опыт изучали администрации таких крупных городов, как Красноярск и Новосибирск, когда принимали решение о переходе в ценовую зону.
В Рубцовске за два года мы выполнили практически десятилетний план инвестиционной программы: реконструировали тепловые сети, увеличив диаметр, построили перемычку между северной и южной частями города, установили два новых котла и турбину, за одно лето переложили 20 километров теплосетей. При плане 1,7 млрд рублей мы инвестировали 2,3 млрд, — это связано с увеличением объема работ, вызванных скоростью принятия решений, а также сжатыми сроками их реализации. Нужно признать, что в большей степени это был проект спасения населенного пункта от замерзания, нежели попытка образцовой модернизации. И своей цели мы достигли: четвертую зиму как в песне «любимый город может спать спокойно», мы научились работать по новой схеме, с одним теплоисточником и минимальным резервированием.
Рубцовск стал первым городом, перешедшим на новый метод тарифообразования, за ним закрепилось понятие «витрина». В какой-то степени это так, когда мы масштабировали опыт на Барнаул и Бийск, мы оглядывались на пройденный путь и старались минимизировать проблемы.
— Что вы имеете в виду?
— Сегодня уже не секрет, что нас очень подвели новые водогрейные котлы, выпущенные на Бийском котельном заводе и смонтированные на Южной тепловой станции. Это довольно известное предприятие, которое снабжало всю Россию агрегатами малой мощности. Так вот, поставленные котлы имели существенные недоработки, связанные с неспособностью нести заявленную мощность. Производитель всячески уклонялся от решения вопроса, и долгое время мы искали решение сами. В итоге помогла другая компания из Бийска, которая довела котельное оборудование до ума. Теперь оно работает без остановов, как требуется. Мы практически перестали сжигать мазут, благодаря чему получили неплохой экономический и экологический эффект. Установив небольшую турбину, научились вырабатывать энергию для своих нужд и продажи в розницу в режиме потребления и горячего водоснабжения. Все это позволило подтянуть экономическую эффективность производства, что очень полезно для бизнеса.
— Про вашу удовлетворённость понятно, а потребитель ощутил положительные изменения?
— Главный критерий нашей работы — удовлетворенность потребителей. При этом нам важно поддерживать экономическую эффективность работы системы теплоснабжения. Мы находимся в постоянном поиске этого баланса. Так вот, количество жалоб на качество теплоснабжения в Рубцовске за последний год сократилось в 2 раза.
— То есть сократилось количество инцидентов на сетях?
— Уровень повреждаемости сетей, конечно, является важным показателем, но это статистика, и она не полностью отражает картину работы системы теплоснабжения. Важно, сколько потребителей за отопительный сезон были так или иначе ограничены в теплоснабжении, ощутили дискомфорт. По этому показателю мы наблюдаем ежегодное сокращение (в текущем сезоне в Рубцовске — на 12%). При этом все порывы на сетях, связанные с отключением тепла и горячей воды, устраняются в сжатые сроки, население получает исчерпывающую информацию, поэтому на комфорт и уют в домах эти инциденты практически не влияют.
— Серьезной проблемой Рубцовска до последнего момента оставалось качество горячего водоснабжения.
— Могу сказать, что эта проблема тоже постепенно стала решаться. Напомню, что в Рубцовске изначально была реализована тупиковая схема водоснабжения. В этом смысле он является уникальным в России. На 140-тысячный город построен один центральный тепловой пункт, который находится на ТЭЦ. Город вытянут с юга на север, соответственно горячая вода начинает поступать с Южной тепловой станции и, доходя до тупика на севере, сильно охлаждается.
Основная часть горожан установила бытовые водонагреватели и эту проблему для себя решила. Другие пошли путем жалоб. Некоторое время назад по нашей инициативе была создана рабочая группа под председательством вице-губернатора, вместе с ней мы прошли большой путь, изучив все варианты разрешения проблемы.
И в итоге нашли решение в установке индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) на каждый дом. Уже реализован пилотный проект, получены, проанализированы результаты. Жителям дома понравилось, что при установке ИТП значительно сокращаются расходы на электроэнергию, которую в отдельном домохозяйстве потребляет водонагреватель. Успешный опыт стал предметом обсуждения на большом собрании с участием заместителя главы города Рубцовска, куда были приглашены старшие по домам, представители управляющих организаций. Появилась заинтересованность: в ближайшее время планируется установить такие пункты еще в четырех жилых домах, а два дома находятся в стадии принятия решения. Трудности возникают на этапе согласования: проект должны поддержать 100% собственников жилья.
Также сложности вызывает вопрос источника финансирования. Власти региона обращалась за помощью к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. Пилотный проект был профинансирован из муниципального бюджета. Возможно, в дальнейшем подключится краевой бюджет.
Стоит отметить, что найденное решение проблемы показывает, что в городе есть возможность организации относительно качественного горячего водоснабжения. Вместе с тем есть несколько домов, которые не изъявили желание установить ИТП, но продолжают требовать неустойки, перерасчета и так далее. И я так понимаю, что им не нужна горячая вода, им нравится сам процесс сутяжничества.
— Инвестпроекты, еще более глобальные, чем в Рубцовске, реализуются сегодня в Барнауле и Бийске. Как здесь обстоит дело с лояльностью и удовлетворенностью потребителя?
— Здесь тоже были некоторые проблемы и сложности, связанные с тем, что работали с колес, учились на ходу. В год реализации формировали проектно-сметную документацию, закупали материалы, искали подрядчиков. Сейчас все делаем заблаговременно, с подрядчиками перешли на пятилетние контракты. В этом году все процессы более предсказуемы и работа идет планомерно.
— С чем связан ваш оптимизм?
— Ну, смотрите, в марте действительно существовала некоторая неопределённость и растерянность. Как не крути, импортная составляющая все равно присутствует, при начавшихся скачках курса доллара появились отказы некоторых поставщиков от выполнения ранее взятых на себя обязательств. Сейчас ситуация стабилизировалась. Мы не наблюдаем массовых разрывов контрактов на основные материалы, поставщики подтверждают готовность отгружать продукцию, но по некоторым контрактам были переторговки.
Мы понимаем, что для реализации программы по тепловым сетям не надо приобретать высокие технологии Силиконовой долины. Трубы, железобетон, арматура, изоляция — производятся на площадках городов нашего присутствия, либо доставляются с ближайших металлургических комбинатов. А вот по генерации вопросы всплывают. Например, насосное оборудование, которое установлено на станциях, произведено в городе Сумы (Украина), и закономерно возникают вопросы по запчастям. Но, я надеюсь, что эти проблемы как-то решатся, в конце концов, сейчас вся отрасль задается такими вопросами.
В целом текущий год стал понятен, у нас уже законтрактовано порядка 60% -70% материалов, мы отсмотрели на минувшей неделе программу ремонтов теплосетей и поняли, что выполнить ее сможем практически в полном объеме, лишь с незначительным сдвигом на следующий год тех мероприятий, которые можно перенести.
— Например?
— Администрация Барнаула в этом году решила провести большую реконструкцию моста в центре города. Она продлится два года. Это один из существенных участков перекладки труб и, к слову, очень дорогой. Мы без ущерба для надежности системы можем перенести работы на следующий год, а за счет высвободившихся средств компенсировать удорожание материалов.
— В среднем темп реконструкции сетей сохранится?
— Четвертый год мы реализуем большую инвестиционную программу в Барнауле, в рамках которой перекладываем примерно 30 километров сетей ежегодно. В этом году объем будет примерно таким же, работы уже начаты сразу на пяти участках, созданы временные схемы подключения потребителей к ресурсам до окончания отопительного сезона.
— В Бийске ремонты тоже стартовали?
— Совершенно верно, на двух участках. Ежегодно мы меняем здесь 10 километров сетей, и в этом году планы такие же.
Серьезная коррекция ждет нашу программу по реконструкции котельных в Бийске. Мы предполагаем закрепить это в дополнительном соглашении к существующей концессии. Мы приняли на баланс 26 малых источников теплоснабжения и должны были на их месте построить блочно-модульные котельные. К сожалению, в новых условиях реализовать эту программу невозможно, поэтому мы предлагаем пересмотреть договоренности и сократить количество новых угольных котельных за счет строительства четырех газовых источников. На остальных установим атоматизированные котлы, приборы учета, заменим насосное оборудование. Хорошим аргументом для пересмотра соглашения и принятия нашего предложения может стать существенный экологический эффект.
В наших планах также замещение в Бийске одной угольной котельной с последующим переподключением потребителей на новую газовую.
— А заместить малые источники тепла большой энергетикой в Бийске невозможно?
— К сожалению, нет. Город построен на двух берегах Бии, районы сильно удалены друг от друга и от сетей нашей когенерации. Поэтому мы изучаем каждую котельную в отдельности и решаем, что можно улучшить и модернизировать на конкретном объекте малой генерации.
— Еще одной проблемой глобальной модернизации является большое количество разрытий, перекрытий дорог, что вызывает дискомфорт и раздражение горожан. Насколько эта проблема актуальна для алтайского филиала?
— Мы постоянно держим в голове эту проблему и тщательно согласовываем свои планы с администрациями всех уровней и дорожными службами. Чтобы не было «как всегда»: только сделали качественное дорожное полотно, как тут пришли мы трубы менять. Стараемся учитывать все программы, консультироваться, совмещаться усилия.
Что касается потребителей, то наш главный принцип – взаимодействие. Пытаемся объяснять, какие временные неудобства их ждут, когда эти неудобства закончатся. Мы все адекватные люди и понимаем, что ремонты вещь неизбежная: хоть в квартире, хоть в городе, хоть на теплосетях.
— Удается держать сроки? Сказали, мол, 1 июля все закончим, восстановим и уйдем, так и сделали.
— Мы очень, подчеркиваю, очень аккуратно даем обещания, но, если уж даем, то стараемся держать. Это первое правило честного бизнеса — доверие: разбейся, но сделай, то, что обещал.
Конечно, бывают накладки, что-то затягиваем по разным причинам. Но и в этом случае не ведем себя как черепахи, не прячемся в панцирь, а выходим и разговариваем с людьми, объясняем ситуацию.
Иногда сдвигаются сроки благоустройства дорог и дворов, которое проводится после ремонта теплосетей. Например, в упомянутом уже Рубцовске, где за лето разрыли полгорода, мы сознательно не стали класть плитку и асфальт в зиму. Вышли с предложением потерпеть, дождаться весны и схода снега, чтобы соблюсти технологию, дать всем переложенным сетям «улежаться». Нас услышали, и летом, как положено, мы все благоустроили, сделали красиво и надолго. Это было правильное решение. В прошлом году также поступили на некоторых участках в Барнауле. Повторюсь, люди разумны, они поддержат грамотное решение, но нужно разговаривать.
— Инвестиционные программы рассчитаны на 10 лет, но обычно основной объем работ выполняется в первые годы. Можно сказать, что вы уже прошли экватор модернизации теплосетевой инфраструктуры в городах Алтайского края?
— Да, где-то близко к этому. В ценовую зону мы перешли в 2019 году, ежегодно в реконструкцию сетей вкладываем около одного миллиарда, а общий объем запланированных инвестиций — 7 млрд рублей, значит более 40% от запланированного уже сделано. Но сейчас, конечно, с ростом цен важно смотреть не на освоение средств, а на выполненные объемы работ. Пока сдержанный оптимизм у нас присутствует: все, что от нас зависит, — сделаем. Надеюсь, и партнеры не подведут.