Проект достройки Чебоксарской ГЭС готов к передаче на экологическую экспертизу
Проект завершения строительства Чебоксарской ГЭС подготовлен к передаче на очередную экологическую экспертизу. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции директор ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» (ИЦЭ Поволжья) Александр Ремезенцев.
Устранены все замечания Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), касающиеся расчетов воздействия на окружающую среду, реализацию природоохранных мероприятий. Более 30 научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций, которые участвуют в подготовке проекта, тщательно проверили результаты своей работы. Погрешность в расчетах составила 1-2 %. «Устранение замечаний экспертной комиссии подтвердило правильность выводов, сделанных специалистами в ходе подготовки проектной документации», — особо отметил Александр Ремезенцев.
Однако замечания ГЭЭ, касающиеся земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и захоронений отходов (скотомогильников), в нынешней ситуации не могут быть устранены в принципе. «В действующей нормативной среде подобные крупные инфраструктурные проекты невозможно реализовать», — отметил директор по технической политике и развитию ОАО «РусГидро» Расим Хазиахметов. В настоящее время совместно с Минстроем готовится законопроект об особенностях проектирования и строительства водохранилищ, который в свою очередь внесет изменения в другие нормативные документы и подзаконные акты.
Альтернативный проект – строительство низконапорного гидроузла в районе Большого Козино Нижегородской области — позволит полноценно сравнить предложение нижегородских властей с документацией по подъему уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м. Но уже сегодня очевидно: низконапорная плотина решает только одну существующую проблему — судоходство на 54-километровом участке от г.Нижний Новгород до Городецких шлюзов, к тому же лишь на короткое время. По мнению Александра Ремезенцева, через 30-40 лет после ее строительства проблемный участок снова начнет мелеть, и суда не смогут его проходить, как это произошло летом 2014 года. Придется строить еще одну плотину или возвращаться к проекту достройки Чебоксарской ГЭС.
«При проектной отметке водохранилища 68 м комплексно решаются все вопросы: судоходства, экологии, регулирования стока для защиты населения от наводнений и засухи, появится дополнительный источник электроснабжения населения, — отметил министр градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики, руководитель рабочей группы по вопросам завершения строительства Чебоксарского гидроузла Олег Марков. – Совместно с РусГидро Чувашская Республика выполнила все обязательства по доработке проекта: оценку земельных участков и строений, финансовых затрат на компенсационные мероприятия, модернизацию и строительство инженерной защиты».
Расим Хазиахметов также подчеркнул: «В настоящее время идет нормальный технологический процесс завершения разработки проектной документации. Это сложный проект, затрагивающий большое количество людей, 39 регионов. Мы за то, чтобы было принято решение с учетом интересов государственных, а не только трех регионов, расположенных на берегах водохранилища».
В соответствии с поручением Президента РФ Дмитрия Медведева и распоряжением Правительства, генеральный проектировщик достройки Чебоксарского гидроузла – ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» разработал проектную документацию и представил ее на государственную экологическую экспертизу. Однако из-за сложившейся правовой коллизии (до принятия решения о начале строительства невозможно указать источник финансирования работ и получить правоустанавливающие документы на землю), Государственная экологическая экспертиза вполне закономерно сделала заключение о том, что представленная документация не соответствует требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Значительная часть замечаний экспертизы связана не с качеством самого проекта, а с вопросами, которые входят в компетенцию соответствующих государственных органов федерального, регионального и местного уровня.
Решение о судьбе проекта будет принимать руководство страны – в том числе с учетом наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году и проблем с навигацией на Волге в 2014 г.