Алексей Золотов: «Безотходное производство энергии на Рефтинской ГРЭС начнется, когда освоим новые рынки сбыта золы»
В 2022 году загрузка Рефтинской ГРЭС, основного поставщика электроэнергии в Уральском регионе, была близка к максимальной. В интервью sibgenco.online директор станции Алексей Золотов рассказал о сохраняющемся уровне аварийных отказов оборудования, логистических сложностях с поставкой угля из Казахстана и повышающемся спросе на рефтинскую золу.
— Трейдеры говорят, что в связи маловодностью рек выработка ГЭС в Сибири сократилась до рекордных значений. Основная нагрузка приходится на тепловые станции. А как это отразилось на Рефтинской ГРЭС и отразилось ли вообще?
— Вы говорите о второй ценовой зоне, а Рефтинская ГРЭС находится в первой, однако все равно какое-то влияние есть. В целом же загрузка нашей станции зависит от потребления конкретного энергорайона, в который входят четыре субъекта РФ (Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области).
Добавлю, что все последние годы нагрузка на Рефтинской ГРЭС была близка к максимальной: крайне редко какое-то оборудование находилось в холодном резерве. В 2021 году был зафиксирован очень высокий уровень выработки электроэнергии — 22,6 млрд кВт*ч. В этом году показатель будет чуть ниже, по прогнозам где-то 21 млрд кВт*ч.
— С чем это связано? Сокращение потребления, снижение объемов промышленного производства и нефтедобычи?
— Это связано исключительно с уровнем готовности генерирующего оборудования к выработке. Что касается объемов потребления, то оно не сокращается. По информации системного оператора, в этом году оно даже подросло на 1,2% по сравнению с прошлым годом.
ГРЭС в отличие от ТЭЦ вынуждена работать на максимуме имеющихся генерирующих мощностей 365 дней в году. У нас огромная нагрузка в летний период, когда ТЭЦ разгружены, и такая же — в зимний, когда в целом высокий уровень потребления электроэнергии.
— Максимальная загрузка чревата повышенной аварийностью?
— К сожалению, последние три года аварийность сохраняется на довольно высоком уровне. В 2021 году по итогам 12 месяцев работы мы фиксировали 73 отказа оборудования, а в этом, на данный момент (с учетом не очень удачных последних выходных, когда случилось сразу две аварии), уже достигли этого показателя, и, скорее всего, до конца года цифра может увеличиться. Зато ноябрь прошли спокойно, отключений практически не было.
— При этом именно на Рефтинской ГРЭС в этом году началась большая работа по профилактике аварийных отключений.
— Мы, действительно, прикладываем очень много усилий и технических, и организационных для предотвращения аварий. Проводим расследования по новой методике, стараясь докопаться до сути каждого инцидента, погружаемся глубоко в причины, разрабатываем алгоритм действий. Но купирование аварийных ситуаций — достаточно инерционный процесс, невозможно быстро сменить негативный тренд. При этом я очень надеюсь, что предпринятые усилия дадут результат, и в следующие год-два мы возьмем курс на снижение аварийных отключений.
— Директор по работе на энергорынках СГК Антон Данилов в прямом эфире заявил, что возникли некоторые проблемы, связанные с логистикой и доставкой угля из Казахстана на Рефтинскую ГРЭС. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
— Мы не фиксируем какую-то серьезную напряженность с поставками угля из Казахстана, но признаем, что его количество на складе, начиная с сентября, сокращается. Понятно, что с лета, как это всегда делают энергетики, мы накопили какое-то количество, однако с сентября поставки стали снижаться. На сегодняшний день на складе находится порядка 900 тысяч тонн угля, это не критично, нормальный резерв. Но, повторюсь, что последние 4 месяца заполняемость угольного склада у нас низкая.
— С чем это связано? Проблемы с отгрузкой или доставкой?
— С отгрузкой никаких проблем, думаю, нет. Самый большой в мире разрез «Богатырь» может отгрузить угля столько, сколько требуется. Проблема с логистикой. В последнее время серьезно увеличился объем грузоперевозок между Казахстаном и Россией. Локомотивной тяги стало не хватать. И мы почувствовали это на себе, когда поставки экибастузского угля стали сокращаться.
— Вы ранее говорили, что на Рефтинской ГРЭС проходили опытные сжигания других углей. Поделитесь результатами.
— Действительно, как только СГК зашла на площадку Рефтинской ГРЭС, мы начали проводить работы по сжиганию разных сортов угля, отличных от проектного экибастузского. Сегодня мы имеем положительный результат по использованию промпродукта фабрики «Распадская» в смеси с экибастузским углем на блоках 500 МВт. Умеем сжигать кузбасский уголь марки Д в сочетании с экибастузским в соотношении 2:1. У нас есть заключение по возможности сжигания хакасских углей Восточно-Бейского разреза в чистом виде на блоках мощностью 500 МВт.
Используемые образцы каменных улей отличаются от проектного, в первую очередь, по уровню взрываемости. Поэтому мы готовимся к масштабной реконструкции оборудования топливоподачи. Сейчас у нас одобрен проект модернизации для блоков мощностью 500 МВт, выделено финансирование. В первом полугодии 2023 года мы должны будем выполнить проектирование.
— Речь только о каменном угле? С бурыми не экспериментируете?
— Нет, их применение потребовало бы глобальной реконструкции наших котлоагрегатов.
— При принятии решения об использовании нового сорта угля большое значение будет играть транспортное плечо?
— Казахский разрез находится на расстоянии 1500 км от Рефтинской ГРЭС, то есть плечо получается не таким и коротким. Если говорить про кузбасские угли, то эти разрезы удалены примерно на 2 тысячи километров. Расстояние на 30% больше, зато исключаются услуги железной дороги другого государства, упрощается логистика, и это тоже весомый аргумент. Перевозки в пределах одной страны организовать значительно проще и дешевле.
— То есть задача поставлена именно таким образом?
— Мы имеем договор с казахскими партнёрами на поставку угля, который будет действовать еще 4 года. А далее мы должны быть готовы ко всему, в том числе и переходу на непроектное топливо. Повторюсь, что сейчас мы рассматриваем хакасский уголь и кузбасский марки Д.
— В этом году отгрузка золы с Рефтинской ГРЭС увеличилась, с чем это связано и когда станция могла бы выйти целиком на безотходное производство?
— Начнем с хорошей новости: Рефтинская ГРЭС — потенциально самый крупный поставщик золы в России. В прошлом году мы отгрузили 400 тысяч тонн этого материала потребителям, в этом — увеличим поставки до 465 тысяч тонн.
Большую часть мы отправляем автотранспортом потребителям Свердловской и Челябинской областей. Но в перспективе могли бы нарастить поставки за счет железной дороги. Интерес к нашей золе есть у производителей цемента из центральной России, и туда, конечно, рентабельно отправлять только посредством РЖД. Существующая на Рефтинской ГРЭС инфраструктура сегодня позволяет это сделать. Мы установили вагонные весы под силоса, где происходит отгрузка в железнодорожные составы, а также вторые автомобильные весы, чтобы развести потоки потребителей и не устраивать пробку на станции.
С учетом расширения рынка сбыта и двух видов погрузки мы надеемся увеличить ежегодный сбыт золы до 1 млн тонн.
— А сколько всего тонн золы ежегодно производится на Рефтинской ГРЭС?
— Всего порядка 4,5 млн тонн. В стратегии компании до 2035 года предусмотрено увеличить объем сбыта золы до 1,5 млн тонн. И, отвечая на ваш вопрос про безотходное производство, могу сказать, что это случится, когда мы освоим принципиально новые рынки использования золы-уноса.
В перспективе мы могли бы поставлять наш материал производителям удобрений: у нас есть пилотный проект, который предполагает использование золы как важный компонент наряду с птичьим пометом и торфом. Варьирование соотношения этих трех составляющих позволяет производить удобрение под разные сельскохозяйственные культуры. Второе возможное направление связано с высокотехнологичной переработкой золы-уноса для извлечения глинозема. Дело в том, что наша зола в своем составе на 90% состоит из двух оксидов — алюминия и кремния. При этом оксид алюминия по своей химической формуле — чистый глинозем, который используется в металлургической промышленности. Если мы научимся его извлекать, а также найдем продуктивную формулу сотрудничества с производителями удобрений, сможем говорить о практически безотходном производстве электроэнергии на Рефтинской ГРЭС.