Сокращение сброса вод и разгрузка золоотвалов — Алексей Золотов о новой экологической стратегии Рефтинской ГРЭС
Директор крупнейшей в России угольной станции, Рефтинской ГРЭС, Алексей Золотов рассказал о 20 экологических проектах, которые позволят комплексно снизить негативное воздействие генерации на воздух, воду и почву.
— Как в долгосрочной перспективе Рефтинская ГРЭС будет снижать вред, наносимый окружающей среде?
— На сегодняшний день в компании проведена оценка всех экологических рисков, и на ее основе подготовлена экостратегия для каждой станции СГК. Конкретно на Рефтинской ГРЭС будет реализовано около 20 проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду как в среднесрочной, так и в дальнесрочной перспективе до 2035 года. Это не список мероприятий на бумаге, а вполне конкретный план действий. Мы уже заключили договоры по проведению работ по модернизации золоулавливающего оборудования, один проект будет реализован на блоке 300 мегаватт, а другой на блоке 500 мегаватт. Заключен договор на поиск решения по снижению пыления наших угольных складов и так далее. В общем стратегия принята и начала внедряться.
— Есть какие-то четкие KPI по снижению этого вредного воздействия? Например, федеральная программа «Чистый воздух» подразумевает снижение вредных выбросов в атмосферу на 20%.
— Пока мы говорим только о стратегии и плане мероприятий. Когда они превратятся в инвестиционные проекты, тогда появятся четкие KPI.
— Вы сказали о снижении вредного воздействия на все компоненты окружающей среды: воздух, воду и почву. Оно будет равномерным или есть приоритет?
— Мы знаем, что самое очевидное, видимое глазу загрязнение — это выбросы в атмосферу из дымовых труб. Они являются неотъемлемой частью работы любой станции. И, по мнению обывателей, чем светлее дым из трубы, тем меньше вреда наносится экологии.
В этой связи важную роль имеет высота дымовых труб: чем выше, тем лучше происходит рассеивание выбросов, и меньшая концентрация накапливается в приземном слое атмосферы. На Рефтинской ГРЭС две дымовые трубы имеют высоту 250 метров и одна — 330 метров (одна из самых высоких труб в мире), поэтому рассеивание производится хорошо. Однако наряду с трубами огромную роль играют золоулавливающие установки, которые препятствуют попаданию в атмосферу частиц золы. Для поддержания эффективности КПД этих установок на уровне паспортных значений мы проводим ремонты фильтров. Сегодня на станции установлены 7 электро- и 3 рукавных фильтра.
Основное преимущество рукавных фильтров — их высокая степень очистки (примерно 50 мг/м3 выбросов при входной запыленности 61-62 г/м3). При этом существующий норматив для угольных станций составляет 150 мг/м3, то есть мы выбрасываем в 3 раза меньше допустимых значений. Однако в связи с высокой зольностью проектного экибастузского угля «рукава» требуют частой замены элементов, примерно раз в 3-4 года. И вот в 2022-2023 годах мы провели очередной такой ремонт на энергоблоке №7 мощностью 500 мегаватт, где установлены рукавные фильтры.
— Как вы провели ремонт в условиях санкций, ведь «рукава» — это европейская технология?
— Мы закупали материал для рукавных фильтров в Китае, а изготавливали их в России. Качество соответствует всем требованиям производителя, то есть не хуже европейского аналога. Правда, и затраты оказались значительными — порядка 200 млн рублей на замену «рукавов» на одном энергоблоке.
— С воздухом все более-менее понятно, а что с загрязнением водных ресурсов?
— Смотрите, наша станция осуществляет сброс сточных вод с золоотвала №2 в два водоема: реку Полуденка и Рефтинское водохранилище. Мы сбрасываем туда фильтрационные воды. Для снижения их объема начали сейчас громаднейший проект по реконструкции дренажной системы золоотвала №2 стоимостью более 100 млн рублей. Он рассчитан на 2 года и должен быть завершен в конце 2023-го. Основные работы связаны со строительством северной дренажной канавы и двух нагорных каналов в северной и восточной частях золоотвала.
— Что это даст? На какой эффект вы рассчитываете?
— Как я уже сказал, рассчитываем снизить объем сточных вод, что позволит отказаться от сброса воды в один из двух водоемов. Соответственно, наше негативное воздействие на водные ресурсы серьезно сократится. А в идеале всю воду мы должны улавливать и возвращать в цикл работы станции. Этот проект является частью нашего соглашения с правительством Свердловской области в сфере охраны окружающей среды.
В настоящий момент производится глобальный мониторинг состояния водных ресурсов Рефтинского водохранилища, результаты которого демонстрируют, что негативное влияние станции кратно ниже, чем других факторов, даже природных.
— Какие природоохранные проекты вы реализуете для снижения вредного воздействия на почву?
— Здесь задача формулируется предельно понятно: увеличить отгрузку золы и соответственно уменьшить объемы ее складирования на наших золоотвалах. Рефтинская зола уникальна по своим характеристикам и хорошо зарекомендовала себя на рынке. В 2022 году мы отгрузили потребителям рекордные 464 тысячи тонны, а в этом году планируем выйти на полмиллиона. На сегодняшний день уже есть небольшая динамика по увеличению объемов, в сентябре рассчитываем увидеть существенный рост. При этом принятая экологическая стратегия подразумевает, что к 2035 году мы должны увеличить этот показатель в 3 раза (!) — до 1,5 миллионов тонн.
У коммерческого блока СГК разработана стратегия по интенсивному вовлечению рефтинской золы в хозяйственный оборот. Основные наши потребители — это производители газобетона, заводы «Теплит», один из которых находится прямо за забором нашей станции, а два других расположены в других районах Свердловской области. На их долю приходится 50% всей отгруженной нами золы-уноса. Остальное отгружается производителям цемента, железобетонных изделий и просто бетона.
Сейчас активно ведется поиск потребителей в центральной России — Московском регионе и Татарстане, которым мы можем отгружать наше вторсырье железнодорожным транспортом. Блок трейдинга ведет переговоры с крупными производителями цемента, такими, например, как немецкая компания HeidelbergCement AG.
— Для наращивания отгрузки понадобится модернизация существующих мощностей?
— Безусловно, хотя уже сегодня мы технически способны отгружать до одного миллиона тонн золы в год. Этому способствовала установка статических железнодорожных весов для погрузки золы в железнодорожные составы. В этом году мы начали строительство вторых, уже автомобильных, весов, чтобы сделать так называемое централизованное круговое движение на участке золопогрузки. Порожний транспорт заезжает через один КПП, взвешивается, загружается золой и уезжает через другой, чтобы не мешать циклу погрузки-контроля-взвешивания-оформления документов.
В этом году строительство завершим, что позволит увеличить среднюю проходимость до 60 груженых машин в сутки. В будущем мы планируем построить вторую железнодорожную ветку под погрузку, нарастить тяговые мощности, парк вагонов и тепловозов, набрать машинистов и т.д. Морально мы уже к этому готовы. Как только получим сигнал и увидим, что наших мощностей начинает не хватать, сразу приступим к реализации этого проекта.