Bosch инвестирует 500 млн евро в разработку электролизёров
Немецкая машиностроительная группа Bosch объявила, что начинает разработку компонентов для электролизеров. До 2030 года компания хочет инвестировать в новое направление бизнеса до 500 миллионов евро. Основное внимание будет уделено разработке стеков (электролизных блоков) – устройств являющейся центральной и самой дорогостоящей частью электролизных установок.
«Защита климата не может ждать. Мы хотим поддержать быстрое развитие производства водорода в Европе с использованием технологий Bosch», — заявил Стефан Хартунг, генеральный директор Robert Bosch GmbH. «Для этого мы используем наше ноу-хау в области топливных элементов», — добавил Маркус Хейн, член правления Bosch и председатель подразделения Mobility Solutions.
Спрос на электролизёры сегодня превосходит предложение и будет быстро расти в дальнейшем. Ожидается, что к 2030 году объём рынка компонентов для электролизеров достигнет примерно 14 миллиардов евро. В целом Bosch намерен инвестировать порядка трёх миллиардов евро в «климатически нейтральные технологии» в течение следующих трех лет.
Стек электролизёра состоит из последовательно соединенных ячеек, которые используют электричество для преобразования воды в водород и кислород. Компания хочет превратить стеки электролизеров с блоком управления, силовой электроникой и датчиками в так называемые интеллектуальные модули. Планируется, что смарт-модули будут поставляться производителям электролизных установок и поставщикам промышленных услуг начиная с 2025 года.
По словам Bosch, первый пилотный завод планируется ввести в эксплуатацию уже в следующем году.
Использование интеллектуальных модулей предполагается как в небольших системах мощностью до десяти мегаватт, так и в больших электролизных установках в диапазоне гигаватт. Ими могут оснащаться как новые системы, так и уже существующие в рамках модернизации.
Bosch также разрабатывает концепции обслуживания, которые предполагают переработку компонентов в соответствии принципами круговой экономики.
Группа собирается производить продукцию в различных местах Европы, в том числе в Бамберге и Фейербахе в Германии, Тилбурге в Нидерландах, Линце в Австрии и Будвайсе в Чехии. Крупный масштаб производства позволит снизить затраты.
Компания предполагает, что для изготовления блоков электролизеров потребуется несколько сотен сотрудников.
В дополнение к компонентам электролиза группа также работает над стационарными и мобильными топливными элементами. Их предполагается использовать, в том числе, в виде небольших децентрализованных электростанций в городах, для центров обработки данных, в торговле, морском секторе и для зарядных станций для электромобилей.
На сегодняшний день в мире объявлено о множестве крупномасштабных проектов по производству электролизёров.
В конце марта текущего года компания Siemens Energy объявила, что на своей площадке в Берлине с 2023 года начнёт производство PEM электролизёров. Объёмы выпуска должны достигнуть «многих гигаватт» в год.
В октябре прошлого года немецкий концерн Thyssenkrupp заявил, что увеличит мощности по выпуску электролизёров до 5 ГВт в год. В том же месяце британская ITM Power сообщила, что также будет производить 5 ГВт электролизёров в год.
В мае 2021 года французская компания McPhy Energy SA, «специалист по производству водорода с нулевым углеродным следом», сообщила, что постоит фабрику по производству электролизёров мощностью 1 ГВт в год во Франции. Также в мае 2021 года американская Cummins объявила, что построит в Испании завод по выпуску PEM-электролизёров мощностью примерно 500 МВт / год, но «с возможностью масштабирования до более чем 1 ГВт / год» совместно с испанским энергетическим концерном Iberdrola.
Норвежская Nel планирует расширить свои производственные мощности до 2 ГВт, а американская Plug Power намерена производить 3 ГВт электролизёров в год на своих заводах в США, Южной Корее и Австралии. Большие планы по производству электролизёров у Китая (Sinopec, LONGi), развивает его и Индия.
В феврале 2022 года о разработке своих моделей электролизёров объявил российский концерн Росатом.