Очередной крупномасштабный проект по производству электронного метанола в Европе
Французская энергетическая компания Engie, голландский производитель метанола OCI и немецкая компания по производству энергии из отходов (EEW) объединились для разработки проекта HyNetherlands, в рамках которого будет сформирована «крупномасштабная цепочка создания стоимости на основе водорода».
HyNetherlands занимает уникальное положение в Северных Нидерландах, где экономика, завязанная на СПГ, постепенно переходит на использование водорода.
Целью проекта является создание и эксплуатация одной из первых в Европе крупномасштабных промышленных цепочек создания стоимости по производству «электронного метанола» (e-methanol) посредством соединения зелёного водорода и биогенного CO2.
Метанол (CH3OH) — легковоспламеняющаяся жидкость, которая традиционно использовалась в качестве прекурсора для производства других химических веществ, таких как формальдегид и уксусная кислота, но сегодня все чаще рассматривается в качестве перспективного углеродно-нейтрального морского топлива.
Например, недавно датская компания Maersk заказала у корейской Hyundai Heavy Industries 12 контейнеровозов вместимостью 16000 двадцатифутовых морских контейнеров каждый, работающих на «углеродно-нейтральном метаноле».
Зелёные водород и метанол являются экологически устойчивыми энергоносителями, которые соответствуют характеристикам своих «ископаемых» аналогов, то есть ресурсов, производимых на основе ископаемых углеводородов. Они имеют высокую плотность энергии, их легко бункеровать и транспортировать, и под них можно использовать существующие активы и инфраструктуру.
На первой стадии проекта участники построят электролизёр мощностью 100 МВт, который будет производить водород для последующего производства электронного метанола. Установка также будет поставлять зелёный водород для местного транспорта и промышленности.
Площадка по производству водорода расположится на принадлежащей Engie электростанции Eems в Эмсхавене. Вышеупомянутый электролизёр мощностью 100 МВт будет питаться от морских ветряных турбин общей мощностью 200 МВт.
Для улавливания биогенного СО2 компания EEW построит соответствующую установку на своём действующем заводе по переработке отходов в энергию в Фармсуме. CO2 будут улавливать из дымовых газов производственных линий завода. Логистика и инфраструктура, связанные с потоками CO2, будут предоставлены морскими портами Гронингена.
Завод OCI по производству метанола BioMCN в химическом парке Делфзейл в Фармсуме будет соединять водород и биогенный CO2 для производства электронного метанола.
Производственная и сбытовая части проекта будут подключены к водородной транспортной сети, которую Gasunie разрабатывает в Нидерландах и Северной Германии. Основная часть этой сети будет состоять из трубопроводов, используемых в настоящее время для транспортировки природного газа.
Следует отметить, что, как и другие подобные начинания, рассматриваемый проект не может быть реализован на чисто коммерческой основе. Поэтому участники уже подали заявку на получение грантов от европейских властей.
В случае успешного начала проекта, в дальнейшем, в начале 2030-х годов, планируется серьезно увеличить мощности электролизеров — до 1,85 ГВт.
На сегодняшний день в мире объявлено о нескольких проектах по производству зеленого метанола.
В 2020 году в КНР был начат небольшой демонстрационный проект, в котором это жидкое топливо производится с помощью солнечной электроэнергии.
В 2021 году правительство Чили одобрило первый проект по производству метанола из зеленого водорода.
В 2022 году было объявлено о начале проекта по строительству крупномасштабного завода по производству «зеленого» метанола в Швеции. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2024 году.
Также в текущем году планы по строительству «первого в мире» крупномасштабного завода по производству э-метанола анонсировали датчане.