Российский экспорт пеллет, предназначенный для Европы, не смог полностью переориентироваться на Восток
Об этом рассказала руководитель НП «НБС» и ИАА «ИНФОБИО» Ольга Ракитова. Ситуация плачевная, но не патовая, пеллетный бизнес ищет решение проблем и просчитывает эффективность транспортировки на экспорт в Южную Корею за счет правительственных субсидий. Однако пока восточное направление невыгодно для Центральных и Северо-западных регионов России.
По итогам первых одиннадцати месяцев текущего года российские пеллетчики отгрузили на рынок Южной Кореи 377 тысяч тонн пеллет на сумму $69 млн. Это в три раза больше, чем годом ранее. Экспорт древесных пеллет из России в Евросоюз в 2022 году сократится в два раза — до 1 млн тонн на сумму $189 млн. В 2021 году Россия экспортировала в Европу около 2 млн т пеллет на сумму $320 млн. При этом 1 млн тонн пеллет был поставлен в ЕС в 2022 году до введения санкций.
Прогнозировалось увеличение российского экспорта, по итогам 2022 года, до 3 млн тонн. Однако в середине июля поставки древесных гранул из России в Европу были полностью заблокированы из-за санкционной политики стран ЕС.
Российские производители попытались перенаправить поставки пеллет на восточное направление – на рынок Южной Кореи, а также попробовали заняться альтернативным экспортом в ЕС через Турцию. Однако турецкие предприятия стали отказываться от закупок российских гранул, опасаясь вторичных санкций. Покупатели из Южной Кореи готовы нарастить объемы закупок, но не способны потребить более 10% от того, что предназначалось странам Европы. Кроме того, цены на восточном направлении существенно ниже европейских, да и транспортировка не укладывается в себестоимость.
«Перевозка пеллет на восточном направлении гораздо дороже для российских компаний, чем на западном и логистика съедает всю прибыль, – отмечает директор НП «Национальное биоэнергетическое содружество», руководитель ИАА «Инфобио» Ольга Ракитова. – Однако сейчас возвращают транспортные субсидии для экспортеров, но вряд ли они позволяют решить все накопившиеся проблемы».
В связи с этим многие отечественные пеллетных заводы вынуждены были остановить свои производства, т.к. внутреннего потребления гранул нет. Особенно печальная обстановка на Северо-Западе России, а также в Центральном и Южном федеральных округах. Предприятия из Сибири и Дальнего Востока продолжают выпускать пеллеты, перенаправив сбыт с европейского направления на восточное. Оттуда поставки на Восток более-менее окупаются.
«Предприятия Сибири и Дальнего Востока традиционно торговали на азиатско-тихоокеанских рынках. И в этом смысле для них практически ничего не изменилось: осталась та же логистика, те же тарифы, те же расстояния. Северо-запад практически на 90 процентов был ориентирован на европейские рынки. Односторонняя остановка и невыполнение контрактов со стороны наших оппонентов привело к самым серьезным последствиям. И сегодня мы много занимаемся тем, чтобы принять дополнительные меры, направленные на антикризисное регулирование отрасли. Важнейшее из принятых решений для наших предприятий — это транспортная субсидия для экспортных предприятий. В соответствии с решением Президента РФ, она выплачивается для экспортных -ориентированных компаний. Ее действие распространили с этого года и на целлюлозно-бумажную промышленность, и на пеллеты. Со следующего года мы уже имеем решение, что она распространится и на фанеру, и на пиловочный материал. То есть весь комплекс продукции, производимый нашими предприятиями, попадет под субсидирование. Для предприятий это снижение издержек, связанных с транспортировкой нашей продукции на новые рынки», — рассказал СМИ губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Производители пеллет из Северо-Запада также ожидают данную субсидию, чтобы восстановить производства там, где это будет рентабельно. Пока же гранульные заводы законсервированы, а в некоторых местах персонал распущен.