Ускоренное строительство магистральных сетей, направленных на восток, требует обновленного подхода к проектированию и СМР
Затянувшийся политический кризис, накрывший мировую сцену, внес значительные корректировки в экономику России. Особенно отчетливо новая реальность проявляется в топливно-энергетическом комплексе. Западные страны, являвшиеся якорным потребителем российских углеводородов, практически полностью отказались от сотрудничества с нашей страной. Следовательно, огромные объемы нефти и природного газа, добываемые в РФ, остались без платежеспособного спроса. Крупнейшие отечественные нефтегазовые корпорации, заточенные на экспорт, вынуждены искать дополнительные варианты для сбыта. Внутренний рынок не в силах покрыть весь объем добываемых ресурсов, поэтому газовики и нефтяники стремительно переориентируют поставки на восточное направление.
Во избежание крупных выпадающих прибылей, которые могут нанести серьезный ущерб доходной части бюджета РФ, на всех уровнях власти приступили к обсуждению вариантов оптимизации процесса проектирования и строительства магистральных сетей.
Правительство РФ своим распоряжением упростило процедуры согласований части градостроительных и земельных работ при проектировании и строительстве магистральных газопроводов, нефтепроводов и электрических сетей, входящих в единую национальную электрическую сеть.
«Определенные административные барьеры, которые замедляют процесс развития не только магистральных, но и распределительных сетей, однозначно существуют. Для линейных объектов федерального значения в дополнение к процедуре утверждения проектов планировки территории (ППТ) в органах исполнительной власти, требуется согласование ППТ в Минэнерого РФ, а вот требования к оформлению и составу ППТ у ведомств разные, что существенным образом замедляет работу по утверждению проектной документации, к тому же отсутствует единый регламент взаимодействия данных структур. В отношении распределительных сетей упразднили необходимость разработки актов выбора трасс и пришедших им на смену ППТ и проектов межевания, и получили кратный рост затрат на выполнение проектов, поскольку разработка проектов подразумевает выполнение инженерных изысканий, а отсутствие какой-либо предварительно согласованной землеустроительной документации не позволяет согласовать рабочий вариант проекта с землепользователями и прочими заинтересованными сторонами, что влечет за собой увеличение в том числе и сроков на новые изыскания и перепроектирование. Работа по усовершенствованию законодательства в вопросах землеотвода под строительство инженерных сетей может в значительной мере ускорить процесс создания новых объектов, в том числе объектов ориентированных на экспорт углеводородов», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
В Правительстве полагают, что упрощение процедур позволит ускорить реализацию проектов, в том числе для переориентации поставок газа, нефти и электричества в восточном направлении. Поскольку азиатский регион сейчас является практически единственным рынком, готовым потреблять значительное количество углеводородов, добываемых в России, именно туда прокладываются магистральные трубопроводы.
Уточняется, что речь идёт об упрощении и сокращении сроков подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации, строительства или реконструкции и технического присоединения объектов, отнесения (изъятия) земель и участков к определённым категориям, установления сервитутов, реконструкции и ремонта линейных объектов, пользования водными объектами.
«Еще одна проблема – ценообразование. Идея создания единых операторов по строительству инженерных сетей предполагала снижение удельной стоимости строительства, как для госзаказа, так и для частных инвесторов, однако это привело к обратному эффекту. Отсутствие конкуренции очевидным образом порождает рост цен. При этом единые операторы далеко не всегда способны самостоятельно выполнять весь объем строительства и капитального ремонта, поэтому они вынуждены через длительные конкурсные процедуры привлекать субподрядные организации. Однако, расценки, по которым операторы сегодня предлагают работать, ни одна квалифицированная организация, дорожащая своей репутацией, не согласится участвовать в проекте. Соглашаются только малоопытные подрядчики, которые не в состоянии качественно выполнить работу и в дальнейшем срывают сроки. Критерии отбора подрядных организаций и ценовая политика – вызывают серьезные вопросы, требующие решения. При этом профессионалов, способных выполнить сложные проектные и строительно-монтажные работы на нефтяных и газовых и прочих магистралях, сегодня уже не так много. Поэтому самое время продумать и пересмотреть подходы к организации строительства инфраструктурных проектов», — добавил эксперт.
Как сообщили в правительстве, в настоящее время дополняется перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом №254 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».