С перспективой в далекое будущее: водородный рынок сформируется только к 2050 году
Трансформация мирового энергетического рынка подразумевает переход на более экологичные, технологичные и энергоемкие сырьевые ресурсы. Углеводороды в своем классическом понимании, в глазах мирового сообщества, стремительно теряют авторитет и доверие политических лидеров крупнейших мировых экономик: Евросоюза и Китая. И если первые рассматривают отказ от нефти, газа и угля как корневую платформу для создания нового, исключительно экологически нейтрального подхода к производству тепловой и электрической энергии, то страны азиатско-тихоокеанского региона с осторожностью «прощупывают» возможности технологически несовершенных экономически нецелесообразных инструментов возобновляемой энергетики.
Но, так или иначе, рынок будет трансформироваться, поскольку в основании политической воли, направляющей его в сторону возобновляемых источников энергии, лежит здравое, экономически и социально обусловленное смысловое ядро, позволяющее с высокой уверенностью утверждать: мировые лидеры по потреблению энергии твердо решили отказаться от ископаемых углеводородов в пользу альтернативных источников: солнечного света, ветра и водорода.
«Говорить о сколь-либо значимой роли солнечной и ветровой генерации в общей картине электрогенерации, на сегодняшний день, не имеет смысла: климатические колебания имеют в данном случае слишком критическую роль, поскольку ВИЭ-технологии в значительной степени зависят от погодных и климатических условий. Их несостоятельность при неблагоприятных погодных условиях доказали первые месяцы 2021 года, когда Европа, которая делает ставку на ВИЭ, оказалась не в состоянии обеспечить «зеленой» энергией население и вынуждена была закупать российский газ в больших объемах. То же самое, но с оговорками, можно сказать и о водородной энергетике, которая потихоньку отвоевывает место у других механизмов ВИЭ в энергетической повестке дня. Водород, несомненно, привлекателен вариативностью производственных моделей, энергоемкостью, возможностью его использования в качестве как первичного, так и вторичного – накопительного – ресурса, но становление глобального рынка водородного топлива возможно лишь через 20-30 лет, поскольку все еще много нерешенных вопросов в области его производства, хранения, транспортировки. Если мы хотим рассматривать водород как ключевой элемент мирового энергетического баланса, необходимо консолидировать усилия как в области разработок, так и в области нормативного регулирования трансграничных и локальных взаимоотношений в области водородооборота. Работы в данном направлении еще непочатый край», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Одним из ключевых вопросов, на сегодняшний день формирующих дискуссию вокруг будущего водородной энергетики, является определение наиболее эффективного и экологически приемлемого подхода к производству водородного топлива. Так называемый «зеленый водород», производимый путем электролиза воды, полностью исключает эмиссию парниковых газов. Но промышленные масштабы такого производства требуют инновационного подхода к очистке воды, более мощных и дешевых электролизеров, механизмов «уравнивания» возможностей для стран, не обладающих достаточными объемами водных ресурсов. В текущих реалиях рынка, в силу наличия значительного количества обременяющих процесс производства и транспортировки водородного топлива обстоятельств, конкурентоспособность этого вида топлива значительно просаживается, это, наряду с регуляторными проволочками, осложняем процесс формирования единого мирового рынка водорода.
«Не совсем понятно, каким образом будет устроен рынок водорода как таковой: будет ли это глобальная сеть, соединяющая производителя и потребителя, регулируемая по аналогии с либерализированным рынком сжиженного природного газа; или же мы пойдем по пути локализации, производства/потребления «на местах»; будет ли водород доставляться танкерами, специальной техникой или же трубопроводным путем. Проблема в том, что даже на уровне концепции мировой рынок водорода все еще проработан недостаточно детально, поэтому говорить о тонкостях его организации и месте водорода в экономике будущего пока преждевременно, хотя его перспективность не оставляет никаких сомнений. Полагаю, что единый рынок водорода появится не ранее чем к 2050 году», — добавил эксперт.
Самое пристальное внимание «водородному вопросу» уделили участники Петербургского международного экономического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге со второго по пятое июня 2021года. Крупнейшие российские энергетические компании оценили перспективы развития водородной индустрии, выразили свое стремление принять самое активное участие в развитии передовых технологий в данном направлении, но без ущерба для традиционных экспортных направлений: газа и нефти.