Вопросы биоэнергетики в целлюлозно-бумажной промышленности обсудили в Санкт-Петербурге
В рамках выставки Pap-for в Санкт-Петербурге прошла конференция по биоэнергетике, где выступили ведущие эксперты отрасли – профессор Эдуард Аким, американский коллега Ричард Влоски из Университета штата Луизиана, генеральный директор ООО «ЛТК» Александр Пекарец, руководитель ИАА «ИНФОБИО» и главный редактор журнала «Международная Биоэнергетика» Ольга Ракитова, председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков и ведущий юрисконсульт АО «Монди СЛПК» Иван Понькин.
Основная проблема биоэнергетического сектора российского ЦБК – отсутствие государственной поддержки генерации собственной энергии из кородревесных отходов и других остатков производства.
«Предприятия ЦБП не могут воспользоваться механизмами поддержки, которые существуют для других отраслей возобновляемой энергетики в России, поскольку биомасса не является приоритетом среди ВИЭ, а щелока не представлены вовсе», — говорит Иван Понькин.
На 9 крупнейших комбинатах целлюлозно-бумажной отрасли работают собственные ТЭЦ и ТЭС, которые используют как ископаемые виды топлива, так и кородревесные отходы и щелока. Так из древесной щепы вырабатывают энергию на Сыктывкарской ЛПК, Котласском ЦБК, Архангельском ЦБК, Братской ЛПК, Светлогорскомй ЦБК и Сегежском ЦБК. Отходы производства целлюлозы используют для выработки энергии на Усть-Илимском ЛПК, а на Селенгинском ЦКК применяют гидролизный лигнин. На многих из упомянутых ЦБК добавляется или газ, или уголь, или мазут. 100% биотопливной технологии, как на ряде западных теплоэлектростанций, пока в России нет. Нет у нас и такой огромной государственной поддержки, которая существует в Европе, где закрывают угольные шахты и полностью заменяют ископаемое топливо биомассой и другими ВИЭ. Напротив, сейчас в правительстве обсуждаются меры по ограничению выработки собственной энергии крупными комбинатами. Речь идет о том, чтобы за собственно выработанную энергию предприятие платило 20% ее стоимости государству. Против данного ограничения выступает вся промышленность. «Получается, что предприятия заставляют оплачивать несуществующие услуги, т.к. энергия производится, передается и потребляется без сетевых организация», — поясняет Юрий Лахтиков.