Регионы РФ вступили в борьбу за ВИЭ
Губернаторы Калининградской и Ульяновской областей, а также Республики Бурятия считают, что сокращение объема программы поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на 2025–2035 гг. создает риск приостановки региональных проектов по развитию «зеленой» генерации. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письма глав регионов, адресованные в Правительство РФ.
В настоящее время во всех трех регионах реализуются крупные проекты по вводу солнечных электростанций (СЭС) и ветровых электростанций (ВЭС).
В частности, Ульяновская область в январе 2021 года утвердила стратегию развития ВИЭ с объемом инвестиций порядка 7 млрд. рублей, согласно которой к 2025 году объем общей установленной мощности «зеленой» генерации должен вырасти в 3,5 раза до 300 МВт, обеспечив до 30% в энергобалансе региона.
В письме губернатора Ульяновской области отмечается, что на территории региона также расположен завод компании Vestas по выпуску лопастей для ВЭС, который поставляет продукцию, в том числе и на экспорт. С начала 2020 года было экспортировано лопастей на сумму более 500 млн. рублей.
В Калининградской области до конца 2022 года планируется построить два предприятия по выпуску оборудования для СЭС. Объем инвестиций в проект составляет 19 млрд. рублей.
В Республике Бурятия мощность СЭС на конец 2020 года составляла около 115 МВт, их строительство позволило привлечь в экономику региона более 10 млрд. рублей, а дополнительные налоговые поступления в среднем составили порядка 300 млн. рублей. При этом энергосистема Бурятии позволит построить дополнительно еще 150 МВт «зеленой» генерации.
Генеральный директор «Вестас рус» («дочка» Vestas) Кимал Юсупов сказал, что в рамках первой программы поддержки ВИЭ в России были локализованы ключевые компоненты ветроустановок – гондола, лопасти и башни.
«Порядка 600 МВт ветростанций, произведенных и смонтированных Vestas в РФ на данный момент, уже обеспечили работой более 3000 человек только в промышленном секторе страны. Однако при сокращении объемов программы поддержки ВИЭ до 2035 года сохранить все рабочие места на российском предприятии компании (600) вряд ли удастся», – добавил он.
В компании «Хевел» (оператор и производитель оборудования для СЭС) отметили, что наращивание объемов выпуска конкурентоспособной продукции – единственный путь для достижения в стране сетевого паритета.
По оценкам Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), при сокращении программы объем ввода новых «зеленых» мощностей снизится с 650–700 МВт до менее 500 МВт в год.
«По какой причине инвесторы будут приходить на столь скромный рынок, да еще и брать на себя повышенные обязательства по локализации и экспорту, предусмотренные второй программой поддержки ВИЭ? Вопрос снижения стоимости проектов тоже напрямую связан с объемом рынка: оно достигается за счет экономии на масштабе и за счет усиления конкуренции. Корректировка объемов поддержки приведет к утрате российским рынком и того и другого», – говорит директор АРВЭ Алексей Жихарев.
Против продления программы после 2024 года на любых условиях выступают в ассоциации «Сообщество потребителей энергии»: «Зеленая генерация в рамках первой программы уже получит порядка 2 трлн. рублей поддержки за счет потребителей. Сегодня оптовый энергорынок перегружен различными надбавками к тарифу (для поддержки ВИЭ, выравнивания тарифов в ДФО и Калининграде, строительства мусоросжигательных электростанций и др.)».
По оценкам Vygon Consulting, на горизонте до 2025 года доля разного рода инвестнадбавок в конечной цене электроэнергии составит 27% для первой ценовой зоны (Центральная Россия и Урал) и 13% – для второй (Сибирь). Из них около 700 млрд. рублей придется на стимулирование проектов модернизации и технологического развития энергосистемы, порядка 300 млрд. рублей – на субсидирование отдельных регионов и населения.
«Даже 3–4%-ная доля ВИЭ в энергобалансе страны, которую хотят достичь к 2035 года, слишком мала в контексте декарбонизации. Российским властям в первую очередь нужно определиться с ключевой целью – борьба с климатическими изменениями, защита от трансграничного углеродного налога, развитие технологий ВИЭ в стране или что-то еще. И уже исходя из этого выстраивать стратегию поддержки отрасли», — говорит руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики «Сколково» Алексей Хохлов.
В настоящее время в РФ реализуется программа стимулирования строительства объектов ВИЭ, включая малые ГЭС, которая завершится в 2024 году. Поддержка осуществляется через механизм заключения с инвесторами договоров на поставку мощности, гарантирующих им базовую доходность в 12% в год за счет повышенных платежей потребителей оптового энергорынка.
Сейчас в Правительстве дискутируют по поводу программы поддержки ВИЭ до 2035 года. В 2020 году шла речь о 437 млрд. рублей. Однако глава Минэкономразвития Максим Решетников настаивал на более чем двукратном сокращении ранее обсуждавшихся объемов – до 200 млрд. рублей.
В конце 2020 года Минэнерго и Минэкономразвития договорились о компромиссном объеме в 306 млрд. рублей.
Против сокращения объема поддержки ВИЭ выступает также Минпромторг, пишут «Ведомости» со ссылкой на информированный источник. В ведомстве считают, что минимальный объем поддержки для ранее планировавшегося на 2025–2035 гг. ввода «зеленых» мощностей на уровне 7 ГВт должен составлять не менее 387,3 млрд. рублей.
Все ведомства должны были согласовать свои позиции по объемам программы ВИЭ 2.0 и представить итоговый вариант заместителю Председателя Правительства Александру Новаку к началу февраля. Однако финальные расчеты все еще находятся на этапе согласования, решения нет.
По данным АРВЭ, в России на начало 2021 года общий объем мощностей ВИЭ составлял 2,9 ГВт. Из них на СЭС приходилось 1734 МВт, на ВЭС – 1030 МВт, на малые ГЭС – 58 МВт, также есть геотермальные и электростанции на биотопливе. При этом доля всех «зеленых» мощностей в РФ пока составляет 1,2%. Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики предусмотрено ее увеличение до 4% к 2035 году.