Александр Козлов: цель – открыть за 3 года более 150 перспективных площадей для лицензирования твёрдых полезных ископаемых и более 50 по углеводородам
Минприроды России будет стремиться в 100% воспроизводству золота, серебра, свинца, цинка и сурьмы к 2024 году. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов в ходе сессии на площадке Восточного экономического форума.
Он подчеркнул, что сегодня одна из приоритетных задач недропользования – наращивание геологоразведки.
«Ставим себе цель, открыть за 3 года более 150 перспективных площадей для лицензирования твёрдых полезных ископаемых и более 50 по углеводородам. К 2030 году – 300 по твердым полезным ископаемым и более 200 по углеводородам. Запасы природных ресурсов — это гарант российских интересов», — подчеркнул глава Минприроды России.
Сегодня основные геологические компетенции относятся к Росгеологии. Но обеспечить выполнение задач при нынешнем состоянии компании не представляется возможным. Для этого в первую очередь необходимо провести техническое перевооружение.
«Общий износ фонда у холдинга превышает 90%. Поэтому мы предусмотрели выделение 15 миллиардов рублей на три года на техническое перевооружение компании», — заявил Александр Козлов.
О необходимости развития технологической базы высказался и глава Минпромторга России Денис Мантуров. Он рассказал, что сегодня в отрасли недропользования из общего объема потребления более 60% российского оборудования. В качестве примера он привел угольные компании, которые смогли нарастить объем отечественного оборудования благодаря подготовленным прогнозам.
«Когда мы получили спрос до 2025 года, прогнозы до 2035 года от угольных компаний, на сегодняшний день, объем производства нашего оборудования уже 120 млрд рублей по прошлому году. Это из общего объема рынка 200 млрд. То есть 54% занимает российский производитель. Для того, чтобы появилось оборудование по геологоразведке и по добыче золоторудного сырья, нам нужно провести такую же предметную работу как я привел. И получим такой же качественный результат», — резюмировал он.
Александр Козлов добавил, что министерство рассчитывает, что к 2030 году всё оборудование, которое используется для разведки и добычи, будет российского производства. А также будут работать 100 технологических полигонов для испытания отечественного оборудования по геологическому изучению, разведке и добыче трудноизвлекаемых запасов нефти.
Еще одна тема, которая обсуждалась на сессии, а после обсуждалась на совещании под председательством Президента Владимира Путина – допуск частных компаний для регионального изучения недр.
«У нас почему-то частные компании не имеют право заниматься региональным изучением недр. На более поздних этапах имеет значение количество и размеры участков, они сильно лимитированы. Это, на наш взгляд, бессмысленное ограничение частных инвестиций, с самой ранней и самой рискованной стадии геологоразведки. Мы предлагаем допустить недропользователей к общепоисковой части региональных работ, а также увеличить количество и площади поисковых лицензий», — рассказал генеральный директор ПАО «Полюс» Павел Грачев.
«У нас сегодня в законе «О недрах» прописано, что это только полномочия государства. Мы выделяем где-то в год сумму 11 млрд рублей. Владимир Владимирович, мы понимаем, что это недостаточно, потому что мы видим заявки, которые сегодня идут, в действительности потребности возникает больше. Соответственно, предлагаем это поддержать», — прокомментировал министр природных ресурсов и экологии.
Также Александр Козлов обратил внимание главы государства на вопрос оборота лицензий.
«Недропользование невозможно без притока инвестиций. Сейчас это возможно только внутри группы компаний. Поэтому инвестор вынужден приобретать лицензию вместе с владельцем. Это справедливо для лицензий на добычу, где есть действующее производство: объекты обустройства, техника, сервисные контракты, штат рабочих. А как быть с геологическими лицензиями, в которых вопрос – быть или не быть горнодобывающему предприятию — ещё не решён? Уже сегодня реализован механизм переуступки права по факту открытия на получение добычной лицензии от компании-юниора, открывшей месторождение, к субъекту, обладающему ресурсами для добычи и монетизации запасов», — объяснил министр, добавив, что до конца года министерство проработает инициативу компаний по упрощению перехода лицензии на геологическое изучение без покупки компании-лицензиата.
Также в ходе сессии обсудили цифровизацию отрасли недрапользования.
«Сейчас в электронном виде всего лишь 12 % общероссийских данных. Мы запланировали огромную работу по оцифровке гео-информации. В ближайшие три года переведём в цифру ещё 40 %, а к 2030 году – все геоданные», — подчеркнул Александр Козлов.
Эту идею поддержал Григорий Выгон, отметив, что создание информационной цифровой системы — один из необходимых факторов, для реализации госполитики недропользования.
«Инвентаризация проводилась больше 1,5 лет и государство и компании с большим трудом собирали эти данные, верифицировали. На самом деле проблема в том, что актуальной промысловой геологической информации сегодня действительно нет, ни в цифровом, ни в каком виде. Потому что проектные документы согласовываются раз в 3-5 лет, и они естественно достаточно быстро устаревают. Должны быть созданы единые форматы информации, чтобы их могли использовать и недропользователи и государство», — добавил он.