Биогаз и Биометан: мировой рынок и перспективы роста
Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило доклад «Прогноз для биогаза и биометана. Перспективы органического роста». Согласно документу, в мире используется лишь крохотная часть имеющего потенциала этих видов топлива.
В 2018 году в мире было произведено 35 млн тонн (нефтяного эквивалента) биогаза и биометана, небольшая фракция потенциала (см. график выше). Однако газы, производимые из органических отходов, могут заместить примерно 20% сегодняшнего мирового потребления газа, подсчитало МЭА.
Современное общество и экономика производят все большее количество органических отходов, которые могут быть использованы для производства биогаза и биометана, чистых источников энергии, обладающих многочисленными потенциальными выгодами с точки зрения устойчивого развития, отмечает Агентство. Биогаз — хороший источник энергии и тепла для местных сообществ и чистое топливо для приготовления пищи для домашних хозяйств. Его преобразование в биометан создаёт продукт, сочетающий все преимущества природного газа с нулевым балансом выбросов парниковых газов.
«Биогаз и биометан могут играть важную роль в будущей устойчивой энергетике, но на данный момент мы не используем эту возможность сокращения отходов и выбросов», — говорит д-р Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА. «Толчок со стороны правительств может придать биогазу и биометану необходимую динамику развития и раскрыть преимущества для энергетики, транспорта, сельского хозяйства и окружающей среды».
Согласно МЭА, объёмы сырья для выработки биогаза/биометана вырастут в мире к 2040 году на 40%.
Газ биологического происхождения пока дороже природного, но, по прогнозам, разрыв в затратах сократится с течением времени. Учёт предотвращенных выбросов углекислого газа и метана также может сыграть роль в повышении конкурентоспособности биометана. Средняя цена на биометан, производимый сегодня, составляет около 19 долларов США за миллион британских тепловых единиц (MBtu), не считая некоторых дополнительных затрат на подготовку для его впрыскивания в газовые сети. Тем не менее, согласно докладу, около 30 млн тнэ (~ 40 млрд м3) биометана — в основном свалочного газа — может быть произведено уже сегодня по ценам, сопоставимым с внутренними ценами на природный газ.
Производство и использование этих газов соответствуют принципам круговой экономики, в которой ресурсы используются рационально, повторно, и в рамках которой можно удовлетворить растущий спрос на энергию экологически устойчивым способом, считает МЭА.
«Поскольку правительства стремятся ускорить переход к чистой энергии, им не следует забывать о важности низкоуглеродных газов, таких как биометан и биогаз», — говорит Бироль. «Наряду с другими преимуществами, биогаз и биометан также вовлекают сельских жителей и сельскохозяйственные предприятия в процессы преобразования энергетического сектора».
В России вопросы развития биоэнергетики находятся далеко не периферии, хотя потенциал огромен. Дело тут не столько в обилии дешевых углеводородов, сколько в недостаточно эффективном государственном управлении. Биоэнергетика должна рассматриваться не только и не столько в качестве энергетического, энергоснабжающего сектора, сколько в качестве межотраслевого национального проекта, формирующего новые (несырьевые) промышленные сектора, повышающего культуру и энергоэффективность сельскохозяйственной деятельности, решающего проблемы обращения с отходами и экологические задачи. Что нужно делать в этом направлении я рассказывал в «Мировой энергетической революции» еще в начале 2015 года.
Нахождение биоэнергетики на стыке разных отраслей и, соответственно, ведомств создаёт непреодолимую для нашего правительства преграду. Ну не получается у нас пока реализовывать сложные и комплексные межотраслевые проекты. К тому же в этом секторе отсутствуют игроки с достаточным («олигархическим») весом, чтобы пролоббировать соответствующее регулирование, а осознать общественное благо и действовать в его интересах у правительства как-то не очень получается.